Германия vs Китай: гонка промышленных «вооружений»

Хотя сейчас экономика Китая растет не такими темпами, как прежде, Поднебесная все больше выводит из равновесия немецких предпринимателей. Из страны-производителя дешевого товара Китай превратился в серьезного конкурента на мировых рынках. «Это распространяется на средний ценовой сегмент, говорит глава отдела внешнеэкономических отношений Федерального объединения торгово-промышленных палат Германии (DIHK) Фолькер Траер.- На рынок поступают технически сложные изделия». Но соперник это еще и партнер. Экономическое переплетение большое как никогда. Китай главный партнер Германии в Азии. И наоборот, Германия главный торговый партнер Китая в Европе.

Китайцы поставляют дешевые товары широкого потребления, а немцы высококачественную наукоемкую продукцию так было когда-то. Сейчас обе страны конкурируют все ожесточеннее по всему миру в борьбе за заказ. Кто выйдет победителем?

Если взять оба экономические гиганты вместе, то на них приходится примерно пятая часть мирового объема экспорта. Впрочем, Поднебесная уже некоторое время опережает Германию в этом. В то время как Китай с 1990 по 2013 год увеличил свою долю в мировом объеме экспорта с 1,9 до 11,7 процента, Германия сократила свою с 12,4 до 7,7 процента. «Китай мировой экспортный руководитель и оставаться им в ближайшее время», говорит Юрген Фридрих, коммерческий директор государственной компании Germany Trade Invest (GTAI), занимающейся маркетингом в интересах Германии. «Немецкие и китайские предприятия конкуренты в борьбе за клиента, для которого имеет значение качество и цена, и это по всему миру», добавляет эксперт.

Китай в TOP-5

Четверть немецких предприятий, ведущих активную экономическую деятельность на внешних рынках, рассматривают китайские фирмы как одним из пяти крупнейших конкурентов, безразлично, идет ли речь о бизнесе в промышленно развитых странах, или в странах с переходной экономикой, или развивающихся. Такими оказались результаты опроса, проведенного DIHK среди 240 операторов избранных иностранных филиалов, в том числе и в США, Франции, Польши и Турции. Две трети опрошенных рассчитывают на дальнейший рост конкуренции со стороны китайских компаний в течение следующих пяти лет. «Конкуренция растет», говорит Фолькер Траер.

Увеличение доли Поднебесной на мировом рынке отразилось на всех ключевых отраслях немецкого экспорта. Электроники Китай экспортировал 2013 в девять раз больше, чем Германия, в электронной технике вдвое больше.
Взамен Германия опережает Китай в таких отраслях, как производство автомобилей, химическая промышленность и машиностроение. «Но даже в них все больше просматривается недвусмысленное рост доли китайских предприятий», говорит Юрген Фрирдих, который прогнозирует, что в будущем Германия и дальше будет терять долю мирового рынка, и то во всех без исключения отраслях.

Немецкие предприятия тоже на этом зарабатывают

Впрочем, знаток предостерегает от рассмотрения ситуации в «черно-белом» свете. Рост китайского экспорта в значительной степени обеспечивают фирмы, которые полностью или частично принадлежат иностранным владельцам, в том числе и немецким. 32,9 процента экспорта приходится на дочерние предприятия иностранных компаний, а 14,3 процента на совместные предприятия. К примеру, концерн Bosсh выпускает в Китае станки для бразильского рынка, где их продают под другой маркой. «Это деятельность Bosсh в Китае, дает китайцам благодаря этой марке соответствующий доступ к рынку и конкурентоспособное позиционирование на рынке», уверяет Фридрих.

По сравнению с немецкими фирмами, китайские предприятия имеют значительно большую поддержку во внешнеэкономической деятельности. Китай делает ставку на долгосрочную долгосрочную экономическую политику. В странах с переходной экономикой выход на туземный рынок китайских государственных предприятий делают двусторонние договоры. Большие торговые кредиты предоставляются при покупке на них китайских товаров. К тому же государство предлагает предприятиям, ведущим деловую активность за рубежом, целый ряд разнообразных инструментов для перестрахования. «Мы тоже имеем сеть страхования экспортного кредитования и инвестиционных гарантий, говорит Фолькер Траер.- Но в целом это далеко не так масштаб, который, по нашим оценкам, имеют потенциальные китайские конкуренты».

Лакомые кусочки пирога делят на месте

Большинство немецких предприятий не желают вступать в ценовую конкуренцию с китайскими производителями. Вместо этого они и в дальнейшем предпочитают развивать свои сильные стороны в стоимостных сегментах рынка, поэтому ставка делается на исследования и разработку. Впрочем, более 20 процентов опрошенных DIHK предприятий открыты для сотрудничества с китайскими партнерами на рынках третьих стран и в качестве субподрядчиков, и как заказчики.

Но вполне важной остается и будет оставаться присутствие на самом китайском рынке. Тот, кто хочет участвовать в интернационализации китайской экономики, должно быть там на месте, говорит Фолькер Траер. «Это важно, когда речь идет о распределении кусочков пирога», объясняет он. Уже сейчас Китай считается вторым по важности после США рынком для немецких инвестиций. 5,2 тысячи немецких предприятий уже присутствуют на этом рынке. Они обеспечивают работой более миллиона работников и инвестировали примерно +48000000000 евро.