Контроль за операторами техосмотра собираются передать в Ространснадзор

Диагностические карты техосмотра могут стать электронными. Сама процедура техосмотра будет проходить с помощью фото- и видеофиксации. А контроль за операторами техосмотра собираются передать в Ространснадзор. Эти нововведения обсуждались на прошедшем в Казани Первом съезде операторов технического осмотра Приволжского федерального округа. В его работе, помимо операторов ТО из регионов ПФО, приняли участие и представители Российского союза автостраховщиков (РСА). Подробности — в материале «Реального времени».

«Это не автомобиль, а самолет!»

Автомобилистам теперь не надо постоянно иметь при себе талон, подтверждающий прохождение техосмотра. На смену ему пришла диагностическая карта, которая содержит полные сведения о транспортном средстве, исправности всех узлов и механизмов. Диагностическая карта по своей сути не отличается от талона ТО, изменилось лишь то, что карта привязывается не к регистрационным номерам автомобиля, а к идентификационному номеру, который закрепляется за авто раз и навсегда. Этот номер включается в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра транспортных средств ЕАИСТО. Но новый документ не имеет никаких степеней защиты, а приобрести сегодня его можно даже не проходя процедуры техосмотра.

Генеральный директор АО «Таттехконтроль» Марат Ярмиев привел такие данные ГИБДД. На 1 января 2017 года в Татарстане зарегистрировано 1,313 млн единиц автотранспорта. При этом в ЕАИСТО включены и получили диагностические карты только чуть более 600 тыс. автомобилей. А должно быть не менее 1—1,1 млн. То есть более 500 тыс. машин ушли мимо!

По словам Марата Ярмиева, с 1 января по 31 июля в Высокогорском районе РТ в базу ЕАИСТО переданы сведения о прохождении владельцами 540 авто техосмотра не у операторов Татарстана. И кого только нет среди операторов. «Подъезжает автомобиль в Татарстане и предъявляет диагностическую карту, выданную оператором Владивостока. Причем у него и полис ОСАГО и диагностическая карта выданы в один день. Это не автомобиль, а самолет!», — привел пример гендиректор «Таттехконтроля».

«Гидра» работает по всем фронтам»

Подробнее о схемах мошенничества с диагностическими картами рассказал исполнительный директор Союза операторов техосмотра РТ Алексей Рыбаков. Вначале он рассказал о поддельных диагностических картах. Так, в Татарстане выдаются карты, на которых не указан оператор техосмотра, его ПТО, печать оператора не имеет никаких реквизитов. Подделывают и карты реальных операторов ТО, к примеру, АО «Таттехконтроль». В качестве технического эксперта одной такой карты был указан директор компании Марат Ярмиев.

Но параллельно диагностические карты выдают и вполне легальные страховые агенты. Карты эти не поддельные, просто автовладельцы приобретают их, не проходя техосмотра.

Причем такую схему использует даже ЗАО «Техосмотр» страховой компании «Росгосстрах».

— Там массово вместе с полисом ОСАГО выдают направление на технический техосмотр с заполненной диагностической картой, — рассказал Алексей Рыбаков. — Безнаказанность этой схемы приводит к появлению других ООО и ИП, не относящихся к «Росгосстраху». Они вместе с ОСАГО выдают не направление на техосмотр, а готовые диагностические карты. Эта мошенническая схема приобрела массовый характер по всей России.

Эту схему исполнительный директор Союза операторов техосмотра РТ назвал «гидрой». И работает такая «гидра», по его словам, по всем фронтам. Одни компании занимаются продажей программных продуктов страховым агентам для выдачи диагностических карт. Вторые ведут переговоры с желающими продать свой доступ к ЕАИСТО операторам технического осмотра, третьи — воруют пароли у отказавшихся работать со вторыми, а четвертые — помогают в сборе документов и аккредитации «бумажных» операторов технического осмотра. Получая небольшой процент за свои услуги, эта машина зарабатывает огромные деньги из-за своей массовости и не несет никакой ответственности.

Диагностическая карта по WhatsApp

Диагностическую карту сегодня можно приобрести и в прямом смысле не сходя с места — через интернет, по электронной почте или через WhatsApp. На электронных аукционах операторы ТО устанавливают цену техосмотра ниже 100 рублей. Понятно, что за эти деньги машина в ПТО даже не заезжает, потому что стоимость полноценного ТО даже превышает предельную стоимость, установленную в Татарстане — 400 рублей. Большую популярность сейчас набирает бизнес по продаже диагностических карт, его можно приобрести даже по франшизе.

С 8 августа 2017 года операторы ТО должны уведомлять РСА об изменении информации о технических экспертах. Эти изменения сначала ввели мошенников в ступор, отметил Алексей Рыбаков. Но и эту проблему они решили. В системе ЕАИСТО абсолютно не защищен механизм передачи информации от операторов ТО. Мошенники пользуются этим, подключая хакеров и взламывая учетные записи операторов ТО. В России в этом году было устранено порядка 200 случаев взлома учетных записей операторов ТО по всей России. Но есть операторы, которые продолжают работать по мошенническим схемам и добровольно передают доступ к учетной записи.

Исполнительный директор Союза операторов техосмотра РТ назвал фразы, которые сейчас наиболее популярны у автовладельцев: «Здесь выдают бумажку для ОСАГО?», «А что, еще и заезжать надо?».

«Страховые агенты — корень зла»

И. о. заместителя управления государственного автодорожного надзора по РТ, бывший замначальника УГИБДД МВД по РТ Радик Рамазанов считает, что «корень зла в том, что диагностические карты начали продавать страховые агенты».

От имени страховщиков слово взяла вице-президент союза страховщиков РТ Екатерина Семенова. Она отметила, что страховые компании сами заинтересованы в том, чтобы автомобили проходили настоящий техосмотр, потому что терпят убытки из-за неисправных транспортных средств. «Но у нас нет никаких мер воздействия на компании, продающие диагностические карты без техосмотра. Много страховых полисов сегодня выписывается онлайн, и мы вообще не видим диагностическую карту. Даже если к нам придет клиент, в диагностической карте которого указано, что он 10 минут назад прошел ТО во Владивостоке, мы и тогда не имеем права не выдать ему полис ОСАГО, иначе получим предписание Центробанка. Максимум, что мы можем делать — проводить контрольные закупки. Но это полумеры. Страховые компании не могут решить этот вопрос самостоятельно», — заявила Екатерина Семенова и спросила у представителей РСА, можно ли по результатам контрольных закупок лишать операторов ТО аккредитации.

«Мы уже ввели практику «черных списков» для тех агентов, кто продает диагностические карты без проведения техосмотра», — сообщила вице-президент Союза страховщиков РТ.

Ответить ей решил начальник Управления по организации технического осмотра и аккредитации РСА Николай Узков.

По его словам, контрольные проверки — это не область действия РСА, это полномочия правоохранительных органов. «Мы закрываем сайты, которые продают диагностические карты. За этот год более 1 тысячи таких сайтов уже закрыли. Наверное, диагностические карты продают уже не страховые агенты. Это целый бизнес-процесс, в котором крутятся большие деньги», — высказал свое мнение начальник Управления РСА.

Эта фраза о непричастности страховых агентов вновь не оставила равнодушным Радика Рамазанова. Он вспомнил свой гибддшный опыт и назвал официальных операторов, которые предлагают диагностические карты без техосмотра.

— Еще когда я работал в ГИБДД, мы привели к административной ответственности по статье 14.4.1. КоАП РФ «Нарушение требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств» такие компании, как «Росгосстрах», «Талисман», «Подмосковье» и других, каждого на 100 тысяч рублей. Вы принимаете эти данные, чтобы лишить эти компании аккредитации? — обратился он к Николаю Узкову.

— Я согласен с тем, что есть факты по «Росгосстраху», но мы говорим об операторах, привлекаем ли мы их. Мы привлекаем, — ответил представитель РСА.

— Я направлял эти данные в РСА, Центробанк и получил отписки, что они не могут провести выездные проверки. И все эти нарушители так и продолжают заниматься этой деятельностью. Что для них эти 100 тысяч рублей, — не остался доволен ответом представитель Ространснадзора.

— Сведения о привлечении оператора по этой статье для нас являются обращением, которое является основанием и поводом для проведения контрольного мероприятия в отношении этого оператора. Что касается лишения аккредитации, у нас есть правила аккредитации. В рамках этих правил мы проводим аккредитацию. И мы не можем переступить через них, — стоял на своем Николай Узков.

«Говорить о том, что мы аккредитуем всех подряд, не совсем правильно»

Далее начальник Управления по организации технического осмотра и аккредитации РСА постарался доказать, что РСА создает «жесткий фильтр по аттестации операторов ТО».

— С 2014 года в ПФО было подано 1 222 заявления на предоставление аттестата аккредитации, при этом было выдано 393 документа. В Татарстане подано 150 заявлений, выдано 36 документов. Говорить о том, что мы аккредитуем всех подряд, не совсем правильно, — заметил Узков.

Он сообщил, что «фильтр по аттестации операторов стоит достаточно жесткий для тех, кто хочет просто зайти на рынок и заработать деньги».

Электронная диагностическая карта и штраф за отсутствие техосмотра

Понятно, что существующая система прохождения техосмотра и выдачи диагностических карт несовершенна и имеет множество лазеек для мошенников. Поэтому РСА подготовил свои предложения по внесению изменений в закон «О техническом осмотре». До 4 декабря этот законопроект должен быть внесен в правительство. Начальник отдела методологии реестра Управления по организации технического осмотра и аккредитации РСА Алексей Зоткин рассказал об изменениях, предлагаемых РСА.

РСА предлагает делать диагностическую карту только в электронном виде. Информация по итогам техосмотра в онлайн режиме будет заноситься в ЕАИСТО. Бумажная диагностическая карта будет выдаваться по запросу и только для выезда за границу.

Предусмотрены изменения в структуре контроля за операторами техосмотра. Они могут быть переданы в Ространснадзор. РСА сохранит функции по аккредитации операторов.

РСА получит полномочия по созданию и обеспечению функционирования новой ЕАИСТО. «Мы должны обеспечить персонифицированный безопасный доступ в эту систему, создать все необходимые условия для того, чтобы мошенники не смогли больше заливать фиктивные диагностические карты», — заявил Алексей Зоткин. При этом процедуру техосмотра планируется проводить с применением фото и видеофиксации.

— Этот вопрос еще требует более детальной технической проработки, Потому что видеофиксация — достаточно трудоемкий процесс, — считает начальник отдела РСА.

В новом законопроекте предусмотрено усиление административной ответственности автовладельцев за непрохождение техобслуживания. Сейчас определяется, кто и на каких камерах будет устанавливать эти факты и выписывать штрафы. Но в любом случае, наличие техосмотра будет проверяться только при нарушении ПДД.

Законопроект также предлагает устанавливать уголовную ответственность для операторов ТО за ведение деятельности без аккредитации. Те, кто продает диагностические карты под видом официального документа, будут нести уголовную ответственность до 4 лет лишения свободы, — предупредил Алексей Зоткин.

Ваш отзыв

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *