Авторынок России: победа «Весты» над «Грантой», подорожание BMW и провалы японцев

Аналитическая служба «Реального времени» исследует положение на автомобильном рынке. Как выяснилось, за последний год россияне стали покупать больше автомобилей, а в семействе «Лад» уже ставшую «классической» бюджетную модель Granta обошла более современная и дорогая Vesta.

Топ-10: «Веста» обошла «Гранту», а Creta — Solaris

Период с января по март 2018 года в российском рейтинге самых популярных моделей автомобилей оказался идентичен аналогичному периоду прошлого года. Заметных перестановок не произошло, но в то же время отмечается значительный рост объемов реализации. Продажи всех автомобилей, входящих в топ-25, выросли, за исключением находящихся в конце списка Toyota RAV4 (продажи в январе — марте 2018 года снизились на 7%), Toyota Camry (-9%), Nissan X-Trail (-6%) и Nissan Qashqai (-4%). Эти модели занимают 17-е, 19-е, 22-е и 24-е места соответственно.

Остальные модели показали рост продаж: от незначительного — на 1% в случае с Chevrolet Niva и Lada XRay — до впечатляющего — на 72% в случае с Lada Largus и 60% с Lada Vesta. Впрочем, даже такой скачок не позволил «Весте» выйти в лидеры: в прошлом году она занимала третье место, в этом поднялась на второе, потеснив другую модель тольяттинского автопроизводителя — Lada Granta (рост ее продаж — лишь 16%) и вплотную приблизившись к Kia Rio.

С такими темпами роста, полагают эксперты, «Веста» может стать первой по продажам уже в ближайшем будущем: в первом квартале 2018 года было продано 24,3 тыс. этих автомобилей против 15,2 тыс. годом ранее. Показатели Kia Rio же выросли лишь на 20%, с 21,1 до 25,4 тыс. автомобилей.

Тройку замыкает самая бюджетная модель «Лады» — «Гранта», которая год назад находилась на втором месте. Ее результат вырос на 16% — с 17,7 до 20,6 тыс. машин, но ближайшему преследователю, Hyundai Creta, похоже, пока не удастся ее обойти. Несмотря на рост продаж на 39% (с 11,3 до 15,8 тыс. экземпляров), разница между ними все еще велика: «Гранты» продавались на треть лучше, чем корейский «паркетник». Отметим, впрочем, что более дорогая Creta смогла опередить бюджетный Hyundai Solaris, расположившийся на пятом месте. Продажи последнего выросли лишь на 14% (с 12,7 до 14,5 тыс.), из-за чего он покинул прошлогоднее четвертое место и перешел на пятое.

В десятку лучших по продажам за первые три месяца года входит еще одна «Лада» — «Ларгус», показавшая самый значительный рост среди топ-25 продаваемых моделей. Годом ранее в январе — марте было продано 5,4 тыс. этих машин, а в 2018 году — уже 9,2 тысячи. Кроме того, в топ-10 есть две модели от Renault (напомним, в холдинг Renault Nissan входит и АвтоВАЗ). Лучший по продажам Renault Duster расположился на седьмом месте с 10,2 тыс. автомобилей и ростом 19%. Замыкает десятку Renault Kaptur — продажи выросли на 28%, до 7,7 тыс. экземпляров. Также в первой десятке Volkswagen Polo с 11,6 тыс. автомобилей и ростом 14% и Skoda Rapid с 8 тыс. автомобилей и ростом 29%.

Отметим, что, независимо от бренда, все автомобили, входящие в топ-10 по продажам в России, производятся внутри страны. К примеру, Kia Rio собирается на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге, там же производятся Hyundai Solaris и Creta. Volkswagen Polo и Skoda Rapid собираются в Калуге, а Renault Duster и Kaptur — в Москве.

«Паркетники» выходят вперед, а интерес к Renault падает

Что касается остальных моделей из топ-25, то тут можно отметить значительные успехи сегмента «паркетников» — к примеру, Kia Sportage и Volkswagen Tiguan. Их продажи выросли на 48% и 45% соответственно, что позволило моделям выйти на 11-е и 12-е места, хотя раньше их опережали еще как минимум девять моделей. Значительный рост также у Mitsubishi Outlander — его показатели выросли на 44%, что позволило модели занять 20-е место. Заметный рост показал и Kia Cee’d — 37% и 21-е место.

Популярные бюджетные автомобили от Renault — Sandero и Logan по-прежнему растут по продажам, но оказались лишь на 13-м и 14-м местах, причем Sandero обогнал «Логан». Несмотря на рост показателя продаж на 17%, теряет свои позиции классическая вазовская «Нива», известная сейчас как Lada 4×4, — она оказалась лишь на 15-м месте. Вряд ли АвтоВАЗ может гордиться продажами своей относительно новой модели Lada XRay (выпущенной в то же время, что и суперпопулярная Vesta) — на растущем российском авторынке ее рост в 1% кажется более чем скромным. Тот же результат и у Chevrolet Niva — всего 1% и 18-е место.

Еще провальнее результаты у двух японских автопроизводителей — Toyota и Nissan. Самые продаваемые модели этих брендов — единственные из топ-25, кто показал падение. Это Toyota RAV4 и Toyota Camry: напомним, зафиксировано снижение на 7% и 9%, а также Nissan X-Trail и Nissan Qashqai — на 6% и 4%. Остальные модели из топ-25 демонстрируют умеренный рост и довольно уверенно держатся в нижней части списка. Skoda Octavia стала продаваться на 11% лучше (теперь она на 21-м месте), Datsun on-Do, еще одно региональное творение холдинга Renault Nissan (как и Renault Kaptur и Nissan Almera), замыкает топ-25 с ростом на 9%.

Наиболее продаваемые модели

МОДЕЛЬЯНВАРЬ — МАРТ%МАРТ%2018201720182017Kia Rio253702110120%9809837517%Лада Веста243331522560%9181603652%Лада Гранта205571770116%838178177%Hyundai Creta157641134539%5994472527%Hyundai Solaris144701266614%688366993%Volkswagen Polo115581010014%4425397311%Renault Duster10270860119%4101351317%Лада Ларгус9249537172%3569187490%Skoda Rapid8023622929%2904224329%Renault Kaptur7659600628%3240264922%Kia Sportage7590514548%20542106-2%Volkswagen Tiguan7308504745%3064201852%Renault Sandero7237566928%3119246527%Renault Logan7120582622%3200264421%Лада 4×47075607217%23292421-4%Лада ИксРэй678667181%29573020-2%Toyota RAV466467126-7%29943732-20%Chevrolet Niva664666051%25662704-5%Toyota Camry60216615-9%25393257-22%Mitsubishi Outlander5527384244%2760155677%Skoda Octavia5379486311%2216192415%Nissan X-Trail52555606-6%17442619-33%Kia Cee’d4959362837%   Nissan Qashqai48505058-4%   Datsun On-Do482644369%19222274-15%

 

Kia догоняет «Ладу», а японцы сдают назад

Если же смотреть не на конкретные модели автомобилей, а на бренды, то можно увидеть, что безоговорочным лидером в январе — марте 2018 года снова стала «Лада». С начала года россияне купили уже 79 тыс. автомобилей этой марки — на 29% больше, чем годом ранее. Впрочем, отставание от тольяттинского производителя находящейся на втором месте Kia сокращается: за год продажи машин этой марки выросли на 40%, дойдя до 52,2 тыс. штук за три месяца.

В пятерку входят также продажи Hyundai, Renault и Volkswagen — от 21 до 39 тыс.автомобилей каждой марки. Рост составил от 19% у Volkswagen до 29% у Hyundai. В десятку также входят два японских производителя (выпускающих, впрочем, свои самые продаваемые модели в России) — Toyota и Nissan. Располагаясь на 6-м и 7-м местах, они смогли увеличить продажи лишь на 4% и 3% соответственно. Напомним, что самые продаваемые модели этих производителей даже снизили показатели, так что, похоже, японские производители держатся за счет продаж менее популярных моделей.

Также в десятку успешных брендов входят Skoda и Ford, увеличившие продажи автомобилей более чем на треть, и коммерческие автомобили от ГАЗ — речь идет о «Газелях», «Соболях» и прочих небольших грузовиках и микроавтобусах от Горьковского автозавода. Показатели ГАЗ, впрочем, растут не так заметно — всего на 9% по сравнению с прошлым годом.

Из оставшихся 15 автопроизводителей в топ-25 наиболее заметные результаты у двоих: Mitsubishi и Ravon. Японский Mitsubishi за год смог вырасти в 2,4 раза — с 4,2 тыс. автомобилей в январе — марте 2017 года до 10,2 тыс. в тот же период 2018 года. В результате компания опередила по продажам не только Mercedes-Benz, BMW и Mazda, но и российский УАЗ, поставивший антирекорд — его продажи снизились на четверть.

Еще больший рост, чем у Mitsubishi, — у узбекского бренда Ravon, автомобили которого производятся на заводе GM Uzbekistan, где ранее выпускали Daewoo. За год продажи автомобилей этой марки выросли в 2,52 раза — с 1,6 до 4,1 тыс. штук. Хороший результат также у японской Subaru — она продала в полтора раза больше машин, чем год назад, — 1,6 тыс.

Снижение в январе — марте 2018 года было зафиксировано только у четырех брендов. Это уже упомянутый УАЗ, продажи которого упали на 24%, Datsun со снижением на 16% и Audi — их стали покупать меньше на 9%. Кроме того, на 1% снизились продажи Chevrolet.

Отметим также производителей, продажи которых хоть и не уменьшились, но особо положительными их не назовешь. К ним относится, к примеру, премиальный бренд от Toyota — Lexus: за три месяца было продано на 20 машин меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Китайская Lifan увеличила продажи, но совсем незначительно — всего на 1%. Также мало поводов для гордости у Land Rover — эту марку стали покупать лишь на 2% больше.

Наиболее продаваемые бренды

БРЕНДЯНВАРЬ — МАРТ%МАРТ%2018201720182017Лада791146144729%307082511022%Kia522013731040%190961461431%Hyundai389933033329%167581423318%Renault331952610827%140471127425%Volkswagen212941789519%8631695324%Toyota20587198864%89149709-8%Nissan18084175983%64028068-21%Skoda168911268633%6483485334%Ford12769938036%5202417325%ГАЗ комм.11698107239%504350091%Mitsubishi102324253141%52271707206%Mercedes-Benz855182044%325031374%BMW7930694214%3210280015%УАЗ74419824-24%28324582-38%Chevrolet67516840-1%26072796-7%Mazda5953523414%200219901%Datsun55316567-16%22153477-36%Lexus496549850%2462219112%Ravon41001629152%116067871%Lifan333233071%131812178%Audi32983615-9%137013303%Land Rover216921202%106710056%Subaru1639105655%49235439%Mercedes-Benz комм1545137812%588742-21%Volkswagen комм.140013107%5805505%

 

УАЗ снижает цены, а Rio — мощности

Максимальное подорожание автомобилей за год составило 22% — речь идет о BMW M5 седан: цена выросла с 5,49 до 6,7 млн рублей (правда, выросла и мощность — с 560 до 600 лошадиных сил). Подешевевших моделей буквально несколько: самое значительное снижение произошло на обновленный «УАЗ-Пикап» — он подешевел на 20%, с 877 до 699 тыс. рублей. Сильно подешевел также обновленный «Патриот» — с 817 тыс. до тех же 699 тыс. рублей (на 14%). Кроме того, в этом списке — популярный внедорожник Land Cruiser от Toyota со снижением в 6%, Hyundai Tucson (на 5%), Toyota Corolla (на 3%), Volkswagen Passat (-1%). Остальные модели, цены на которые изучает аналитическая служба «Реального времени», за год подорожали. 

В частности, самая продаваемая модель автомобиля в России — Kia Rio за год подорожала сразу на 16%. В прошлом марте ее можно было купить за 651 тыс. рублей, сейчас — за 755 тыс. рублей. Впрочем, модель эта обновилась — у нее теперь другой дизайн, а вот двигатель в минимальной комплектации стал менее мощным — 100 «лошадей» против 107 в предыдущем варианте. Отметим, что это изменение выгодно скажется на величине транспортного налога — ставка для автомобилей с мощностью до 100 л.с. включительно — в 3,5 раза ниже, чем для автомобилей мощностью от 100 до 110 л.с. Другие модели Kia также выросли в цене, но едва заметно — на 1—4%. На 4% повысились в цене Optima, Quoris и Soul, на 2% — Sportage и Cerato, на 1% — Cee’d и Sorento.

Цена на популярные автомобили от российского ВАЗа выросла на 2—4%. Наибольшее подорожание коснулось самой популярной модели — Vesta, а также Priora и «Нивы». На 3% подорожали Granta, Largus и XRay. Наименьшим было подорожание «Калины».

Автомобили от третьего по популярности производителя, Hyundai, показали разнонаправленную динамику. К примеру, как уже говорилось, Tucson снизился в цене на 5%, Santa Fe подорожала на 8 тыс. (едва ли это существенно на фоне базовой стоимости почти в 2 млн рублей), Elantra выросла на 1%, а Solaris — сразу на 8%.

Два других автопроизводителя, входящих в топ-5, в основном повысили цены. При этом Renault не так значительно: Kaptur — на 2%, Duster и Sandero Stepway — на 3%, обычный Sandero — на 4%, а Logan — на 6%. Volkswagen же изменил цены более заметно, особенно на дорогие модели. Tiguan, в частности, подорожал на 14% (однако обзавелся другими характеристиками), Touareg — на 12%, Jetta — на 11% (как и Tiguan, изменил характеристики). А вот Polo не изменился в цене абсолютно, а Passat даже подешевел на еле заметный 1%.

Источник: Реальное время