Рейтинг общественных пространств Казани

Специалисты независимого аналитического агентства «ПромРейтинг-Казань» составили рейтинг общественных пространств столицы Татарстана. 

На протяжении последних лет вектор развития Казани направлен в сторону создания и обновления общественных пространств. Вслед за Москвой и Петербургом казанские парки, скверы, набережные, бульвары и площади стали выступать инструментом взаимодействия властей с горожанами и туристами.

К созданию образа новой идентичности города прилагается много усилий. Региональные СМИ переполнены привлекательными фотографиями новеньких объектов. Но работает ли все это? Насколько эффективно? Что считать критерием эффективности? В каких компонентах общественных пространств город отстаёт? Где территориально расположены лидирующие и отстающие городские проекты?

Крайне любопытно узнать ответы на эти вопросы не в бытовых спорах, а подключив инструменты web-мониторинга, полевую социологию, математику.

Что такое общественное пространство?

Усреднённое определение общественного пространства по мнению организаторов исследования АА «ПромРейтинг» звучит следующим образом:

Общественное пространство это – «Общедоступное, свободное от транспорта многофункциональное место притяжения, открытое для разных групп жителей».

Смыслом существования общественных пространств является формирование городской среды засчёт своей притягательности для различных групп горожан.  Инструментами взаимодействия с людьми выступают активности: торговля, праздники, отдых, образование, культурные и политические события, а также наличие и способ организации физических объектов.  

Совсем упрощая, общественное пространство можно воспринимать как расширитель пространственных ощущений от домов и квартир горожан до масштабов целых городов. В этом смысле общественное пространство уже не место, а способ обживания мест.

Топ-20 наиболее упоминаемых общественных пространств Казани
Различия между общественным местом и достопримечательностью

Центральной проблемой первого этапа исследования являлось разделение общественных пространств и достопримечательностей. Дело в том, что под большинство существующих определений общественного пространства попадают локации не в полной мере соответствующие духу общественных пространств.

Примеров масса. Казанский Кремль, ул. Баумана, «Чаша». Все эти топонимы занимают верхние строчки упоминаемости в социальных сетях, выдаче поисковых машин, статей и новостей электронных СМИ. Люди любят здесь фотографироваться и «чекиниться».

При всем при этом, Казанский Кремль, ул. Баумана и «Чаша» формально имеют все признаки общественного пространства вроде общедоступности, многофункциональности, отсутствия транспорта, присутствия культурной составляющей, общепита, туалетов, благоустройства и даже меняющейся повестки.

В этих местах действительно присутствует развитие и «движение». Однако, эти пешеходные достопримечательности города являются «эрзац-общественными пространствами». Интерес к ним специфичен и исходит в основном от гостей города. Именно для того, чтобы доказать это, нам пришлось тратить время и ресурсы на опросы горожан, изучение критериев урбанистов и пеший обход улиц, парков и набережных.

Рейтинг медиаприсутствия: ТОП-20 общественных пространств Казани-2018

  • Казанский кремль 10
  • Улица Баумана 9.5
  • ЦПКиО им. Горького 8
  • Центр семьи «Казан» (народное – «Чаша») 7,8
  • Кремлевская набережная 7.8
  • Набережная оз. Кабан 7.7
  • Горкинско-Ометьевский лес 7.6
  • Парк «Черное озеро» 7.4
  • Старо-Татарская слобода 6.6
  • Парк имени Урицкого 6.6
  • ОП рядом с Татарским Государственным Театром Кукол «Экият» 5.3
  • Казань Арена 5.2
  • Парк Дворца Земледельцев 4.7
  • Парк Победы 4.6
  • Парк «Сосновая роща» 4.5
  • Национальный культурный центр «Казань» 4.1
  • Улица Петербургская 3.2
  • Детский парк «Калейдоскоп» 2.0
  • Площадь Свободы 1.3
  • Лядской сад 0.3
  • Методика расчёта включает в себя расчёт критериев упоминания в СМИ, в блогах, вхождения в профильные международные рейтинги агрегаторов, распределение хэштегов и геотегов в социальных сетях, сопутствующая активность вокруг общественного пространства в социальных сетях, популярность и кучность запросов в поисковых системах.

    Почему мы добавили ещё два рейтинга?

    В процессе усложнения общества и увеличения областей самоприменения, человечество постепенно родило понятие профессии и профессионала. Людям подготовленным, длительное время занятым в «обсасывании» специфичных проблем, как правило лучше известны неочевидные причинно-следственные связи в выбранных направлениях деятельности.

    Доктор назначает горькое лекарство, которое при этом лечит недуг. Та же ситуация с архитекторами и урбанистами. Предлагаемые решения могут быть горьки и непонятны, однако, притворенные в конкретные элементы дизайна общественных пространств, такие идеи могут неожиданно для возмущённых горожан улучшить их жизнь.

    Другой пример. Вряд ли существенный процент опрошенных граждан СССР в середине 80-х на вопрос о приоритетных технологиях ответил бы: мобильный интернет, планшеты и умные часы. Это вещи, которых никто осознанно не желал, однако, изменили общество и стали частью жизни. Сюда же стоит добавить, что людям всегда свойственно жить прошлым и с недоверием относиться к новизне.

    Про мнение профессионалов понятно. Но зачем тогда нужен народный рейтинг? Дело в том, что человек живёт здесь и сейчас, отложенное улучшение криминальной обстановки, улучшение экологии, снижение маятникового трафика, вещи крайне полезные. Только вот если в любимом парке всегда закрыт буфет, нет туалета, бегают бойцовские собаки без намордников, а на скользкой плитке разбиваются носы, никакая айдентика спасти не сможет. Недовольство горожан новизной допустимо, но оно не должно выплескиваться через край как в отношении целых общественных пространств, так и применимо к отдельным их элементам.

    Судя по всему, идеальное общественное пространство лежит где-то посередине между массовыми житейскими чаяньями большинства горожан и воспарившей мыслью модного профессионального архитектора.

    В вечном споре о том, кто лучше знает, как сделать мне хорошо — я или дядя с ученой степенью, мы никого не выбрали, отважившись выявить в казанских общественных пространствах качества важные как для рядовых горожан, так и признаки, декларируемые профессиональными урбанистами.

    Рейтинг экспертных ожиданий топ-10 общественных пространств Казани исходя из приоритетных критериев определенных экспертами-урбанистами

  •  Горкинско-Ометьевский лес 8.4
  •  Набережная оз. Кабан 8.2
  •  «Фестивальный» бульвар по улице Декабристов 7.4
  •  Кремлевская набережная 7.4
  •  Парк «Черное озеро» 7.3
  •  Парк имени Урицкого 7.1
  •  Детский парк «Калейдоскоп» 6.6
  •  Бульвар на Фучика 6.4
  •  Парк «Сосновая роща» 6.1
  • Лядской сад 5.9
  • Рейтинг составлен на основе анализа современных концепций благоустройства общественных пространств. Базовые критерии расчета:

    • сохранение историко-культурных основ территорий,
    • экологичность,
    • гибкие планировочные решения (трансформация),
    • использование сложившихся концептов использования территорий,
    • сомасштабность человеку,
    • навигация,
    • наличие выраженных доминант,
    • преобладание функции над формой,
    • новаторство и разнообразие,
    • среда без преград,
    • притягательность,
    • отсутствие типовых решений и одномерности,
    • детские зоны интересные взрослым,
    • присутствие социальных и культурных событий,
    • развитие во всем,
    • поддержка старых и развитие новых сообществ,
    • работа со звуком,
    • торговля и уличные кафе,
    • наличие воды,
    • малые архитектурные формы,
    • газоны.

    Рейтинг общественных ожиданий 2018: ТОП-10 общественных пространств Казани по приоритетным критериям горожан.

  •  Горкинско-Ометьевский лес 9.6
  •  ЦПКиО им. Горького 9.2
  •  Кремлевская набережная 9.1
  •  Парк «Черное озеро» 8.6
  •  Парк имени Урицкого 8.5
  •  Парк «Сосновая роща» 6.8
  •  Детский парк «Калейдоскоп» 6.6
  •  ОП рядом с ТГТК «Экият» 6.5
  •  Парк «Парк Победы» 6.1
  • 10.Парк «Крылья Советов» 5.7
  • Составлен на основе опросов горожан.

    Базовыми критериями отбора ОП выступили:

    • разнообразие детских зон,
    • безопасность (в том числе в разрезе выгула собак),
    • наличие, качество и распределенность заведений общественного питания, многопрофильность,
    • транспортная общедоступность,
    • бесплатные работающие общественные туалеты / комнаты матери и ребенка,
    • газоны,
    • уважительный персонал,
    • освещенность,
    • наличие скамеек со спинками и урн,
    • качество покрытий,
    • активности,
    • отсутствие посторонних запахов.

    Общественные пространства. Общий вывод

    Новые и обновлённые общественные пространства заинтересовали горожан и гостей города. Их значение выходит за рамки новостей, лишь привлекающих к себе внимание и выступает событием, имеющим отдалённые последствия. Люди вступили во взаимодействие с новой средой, все чаще предпочитая её привычным торговым центрам и загороду.

    Наши опросы показывают, что у части городского населения, находящегося в авангарде использования общественных пространств, видоизменятся модель потребления.

    При этом достаточно чётко прослеживаются различия в приоритетах между горожанами и урбанистами. Для первой категории важнее понятные атрибуты общественных зон: удобные лавочки, тёплые не закрытые после 22:00 туалеты, доступное кофе и булочки в киосках, отсутствие посторонних запахов и прочее.

    Экспертные критерии, связанные с культурными компонентами, работой со звуком, экологией, соразмерностью объектов, отсутствием типовых решений, использованием сложившихся концептов использования территорий, практически не упоминаются гражданами в опросах. Однако, возможно эти вещи улавливаются подсознательно и слабо вербализируются в общении с представителями исследовательских групп.  

    Проблемы общественных пространств Казани

    В ходе исследования удалось зарегистрировать и обобщить наиболее распространённые проблемы общественных пространств Казани

    • Бесконтрольный выгул собак без намордников
    • Отсутствие собачьих площадок/ вход в собачьи зоны параллелен входу в детские зоны
    • Смешение велодорожек и прогулочных зон
    • Эксплуатация велосипедов/ «колёсных электрогаджетов» на пешеходных зонах
    • Смешение спокойных зон с зонами высокой активности
    • Отсутствие функционирующих и бесплатных туалетов
    • Перебои в работе заведений общественного питания (особенно в межсезонье)
    • Неактуальная, неинформативная или отсутствующая навигация
    • Перебои с освещением
    • Низкая скорость реакции администрации парков на повреждение инвентаря

    Проблемой, на которую хотелось бы обратить внимание заинтересованных лиц, являются наземные пешеходные переходы, соединяющие привлекательные общественные пространства с прилегающими территориями. Здесь увеличенный пешеходный трафик, здесь чаще чем в других местах дети перебегают дорогу без взрослых.

    Примеров особо опасных пешеходных переходов несколько: переход от парка «Калейдоскоп» в месте пересечения ул. Сыртлановой и ул. Гарифьянова. Здесь движение водителей регулирует светофор, а находящаяся перед стоп-линий зебра не имеет своего светофора. Подобный формат организации дорожного движения приводит к тому, что пешеходы и автомобили вполне осознанно ездят по переходу одновременно. Местные водители особенность перекрестка знают, а вот заезжие автомобилисты попадают в сложные ситуации. Парк «Калейдоскоп» направлен на маленьких детей. Это добавляет рисков.

    По словам опрошенных, вызывает проблемы и другой переход по ул Гарифьянова. Местные жители отмечают, что светофор «с кнопкой», регулирующий движение по переходу, время от времени включает разрешающий свет параллельно автомобилям и пешеходом.

    Другая проблема у пешеходов возникает на пути к кремлевской набережной и дворцу земледельцев. Пересечение ул. Большой Красной и ул. Батурина. Здесь горожане массово переходят дорогу по переезду, предназначенному для движения велосипедистов.

    Подобные «переходные» проблемы, в разных масштабах, есть практически у всех общественных пространств Казани.

    Плюсы большинства общественных пространств Казани

    • Взаимодействие администрации с местными горожанами на этапе планирования и эксплуатации
    • Сохранение имеющихся концептов использования территорий
    • Обыгрывание имеющейся среды
    • Сохранение/возрождение культурной составляющей
    • Применение качественных материалов
    • Работа с социальными сетями
    • Проработанные программы активностей
    • Отсутствие типовых решений

    В процессе изучения общественных пространств Казани АА «ПромРейтинг» не взаимодействовало с общественными и политическими деятелями, советниками, консультантами, доброжелателями, организациями и прочими лицами, обладающими позицией по проделанной работе и личной заинтересованностью в конкретных результатах. На нас не воздействовали авторитеты, былые заслуги, международные премии и признание людей, занятых в создании, обновлении и эксплуатации общественных пространств Казани.

    Методика расчёта экспертного, общественного и медийного рейтинга прозрачна. Все расчёты схемы, фотографии и планы могут быть представлены по запросу представителей СМИ, профильных специалистов и административных органов.

    Рейтинги проводились по конкретным методикам расчёта, предполагающими присвоение коэффициентов и весов отдельным признакам. Проведение исследования по альтернативным методикам может привести к получению альтернативных результатов.   

    Ваш отзыв

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *