С 1 мая в РФ возрастет количество уменьшенных дорожных знаков

1 мая в России вступит в действие новый ГОСТ, определяющий альтернативные размеры дорожных знаков. Параметры новых знаков составят 50 на 50 сантиметров или 40 на 40 сантиметров.

Таким образом, благодаря новому ГОСТу 58398 на улицах российских городов появятся уменьшенные дорожные знаки. Документально изменения утверждены приказом Росстандарта N144-СТ, определяющим обновлённые форматы знаков, как 50 на 50 и 40 на 40 см.

Компактные варианты знаков разрешается устанавливать на улицах в центральной части городов, где движение не является интенсивным и быстрым, а также в районах с исторической застройкой.

Перед утверждением нового ГОСТа проводилось исследование, а также эксперимент, который длится уже два года (с 2017-го). С того времени на нескольких улицах Москвы взамен привычных табличек 70 см х 70 см появились дорожные знаки формата 50 на 50 и 40 на 40 см.

На данный момент в эксперименте участвуют уже 140 улиц столицы, а до конца 2019 года их количество увеличится ещё на 37. Вслед за Москвой в исследовании приняли участие Санкт-Петербург, Саратов, Владимир и Калининград.

Отметим, что у данной инициативы сразу несколько целей. В первую очередь, более компактные дорожные знаки должны улучшить внешний вид центральных и исторических улиц, где сегодня наблюдается настоящее нагромождение габаритных табличек.

Во-вторых, уменьшенные размеры дорожных знаков позволят сэкономить на их изготовлении, снизив цену материалов, затраченных при производстве.

Кроме того, миниатюрные знаки можно будет разместить на близлежащих зданиях в тех случаях, когда на дорогах сделать это невозможно.

Отметим, что в недалёком прошлом уже развернулась дискуссия по поводу ещё более компактных дорожных знаков размером 35 на 35 см. По мнению аналитиков, такие таблички подошли бы для квадратных условных обозначений, таких как, например, «Парковка». Эксперты полагают, что проблем с читаемостью таких знаков из-за их необычного формата не возникнет, так как в процессе поиска места для парковки водители передвигаются с небольшой скоростью и очень внимательно осматривают пространство вокруг.

Как заявил заместитель руководителя Росстандарта Антон Шалаев, эксперимент по созданию и использованию уменьшенных дорожных знаков можно считать удачным. Отметим, что региональные власти смогут использовать компактные знаки на своё усмотрение, точно также, как и в ходе эксперимента.

Что касается отношения ГИБДД к ситуации, у неё появилось несколько замечаний в связи с применением уменьшенных знаков. Госавтоинспекция даже подала в суд на Центр организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) за установку миниатюрных знаков и победила в судебном споре. ЦОДД получил штраф в сумме 200 000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП «Несоблюдение требований по обеспечению безопасности движения при содержании дорог». Как считают в ГИБДД, неформатные и малозаметные таблички «Пешеходный переход» и «Уступи дорогу» на одной из столичных улиц способствовали росту аварийности.

Более того, президентский Совет по правам человека (СПЧ) считает использование уменьшенных знаков непроработанной практикой, в связи с чем члены организации обратились к премьер-министру России Дмитрию Медведеву.

В частности, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов подчеркнул, что, по его мнению, слишком быстрое принятие нового стандарта вызвано тем, что в России пока существует только один производитель компактных знаков, тогда как остальным заводам потребуется полностью перестраивать своё оборудование под новый производственный процесс.

Опытные аналитики усмотрели в данной ситуации коммерческие интересы, замаскированные под общественную пользу, и не совсем аргументированную необходимость изменений.