Скончался легендарный Ли Якокка, создатель Ford Mustang и спаситель Chrysler

Бывший президент Ford и председатель правления корпорации Chrysler Ли Якокка скончался в возрасте 94 лет.

Ли Якокка вошел в историю как один из самых эффективных топ-менеджеров в автомобильной промышленности. Он пришел в Ford в 1946 году. Сначала трудился инженером, через некоторое время перешел на управленческую работу. В 1960 году стал вице-президентом компании.

В 60-х Якокка предложил руководству Ford идею нового молодежного автомобиля — с крутым спортивным дизайном и простыми агрегатами от массовых моделей. Купе под названием Mustang вышло на рынок в 1964 году и произвело настоящий фурор — за один 1965 год Ford продал больше полумиллиона Мустангов! Эта статистика шокирует и сегодня, а ведь речь идет о 60-х годах прошлого века.

В 1970 году Ли Якокка становится президентом Ford по инициативе Генри Форда II. Впоследствии Генри сам его и уволил в 1978 году. В своей автобиографии Якокка упоминал, что это произошло из-за того, что Ли становился популярнее самого Генри.

Гениальный менеджер недолго оставался без работы: уже через несколько месяцев он стал президентом Chrysler. В то время американская компания стояла на пороге банкротства: она уже продала свое европейское подразделение (его купил Peugeot), да и в Америке дела шли плохо. Убытки генерировали отзывы Dodge Aspen и Plymouth Volare из-за проблем с карбюраторами и стартерами.

Chrysler стремительно шел ко дну — компании остро не хватало оборотных средств, покупатель все чаще делал выбор в пользу экономичных японских моделей. Ради спасения концерна Якокка сначала договорился о госгарантиях по кредитам Крайслера, затем запустил программу снижения издержек и план разработки новых компактных моделей. Важным символическим шагом стало то, что Якокка установил себе зарплату $1 в год, он считал, что получать больше в бедствующей компании — аморально.

Ключом к спасению стала созданная под руководством Якокки линейка Chrysler K-Car. Это не автомобиль, а целая платформа. К тому времени продажи больших машин компании падали. Покупатели отказывались от огромных «барж» на фоне последствий нефтяного кризиса 1973 года. Тут и пригодился совершенно новый продукт — компактные (длиной чуть более 4,5 метра) седаны с переднеприводной компоновкой и экономичными малолитражными двигателями (2,2-2,6 литра).

Другим успехом Якокки в Chrysler стали «близнецы» Plymouth Voyager и Dodge Caravan, вышедшие в 1984 году, — это первые в мире массовые минивэны. 

Тремя самыми известными моделями, построенными на платформе K-Car, стали Plymouth Reliant, Dodge Aries и Chrysler LeBaron. Все 80-е они продавались в суммарном объеме более 300 тысяч машин в год. С их помощью уже в 1983 году Chrysler расплатился по 1,5-миллиардному правительственному кредиту, который планировалось погасить лишь к 1990 году.

Стоит упомянуть еще одно запоминающееся решение Ли Якокки: когда он только стал президентом Chrysler, то установил себе зарплату один доллар в год. Этим он хотел убедить всех в том, что для спасения корпорации придется идти на определенные жертвы.

В мае 1982 года президент США Рональд Рейган предложил Ли Якокке возглавить совет директоров фонда по реставрации статуи Свободы.

Якокка остается одним из самых легендарных и почитаемых менеджеров XX века. Огромным спросом пользуется его книга «Карьера менеджера», которую часто цитируют. «Если бы меня попросили описать в нескольких словах качества, присущие хорошему руководителю, я бы сказал, что основное — это умение принимать решения».

Ли Якокка и Ford Mustang

Ли Якокка и K-Car 

Ли Якокка и минивэн Plymouth Voyager

Plymouth Reliant 1982