Экс-главу «Автодора» обвиняют в нецелевом расходовании 2 млрд рублей

Стали известны подробности уголовного дела, возбужденного против экс-главы госкомпании «Автодор» Сергея Кельбаха. Управленца обвиняют в нецелевом расходовании 2 млрд бюджетных рублей.

По информации следствия, в 2015-2017 гг. «Автодор» выделил подрядчику строительства Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) в Московской области 14,6 млрд рублей в качестве аванса за возведение отдельных участков автодороги. Подрядчиком по ЦКАД является фирма «Крокус Интернэшнл», принадлежащая олигарху Аразу Агаларову. 

Согласно версии следователей, вместо того, чтобы строить на эти деньги дорогу, «Крокус Интернэшнл» поместила их на депозит с целью обогащения, сообщает издание «РБК». Такое ограничение было вызвано нормами закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», согласно которому в качестве аванса могло быть выдано не более 30% денежных средств от общего объема государственного финансирования проекта в размере 42,2 млрд руб. Однако компания Агаларова получила на 2 млрд руб. больше установленного законом предельного порога. Средства были переведены вторым траншем аванса в 2017 году. 

В рамках этого нарушения Следственный комитет санкционировал открытие уголовного дела против экс-главы «Автодора» Сергея Кельбаха, которого теперь обвиняют в превышении должностных полномочий. Дело, напомним, возбудили 4 июля. Кельбаху грозит лишение свободы сроком до десяти лет.

Кельбах был уволен с поста директора «Автодора» в феврале нынешнего года. С тех пор госкомпанию возглавляет Вячеслав Петушенко.

В настоящее время Кельбах работает советником генерального директора РЖД.

По данным Счетной палаты, на 1 декабря 2018 года строительная готовность ЦКАД составляла от 0% до 66%, что не позволит завершить работы на участках № 1, № 3 и № 5 ранее четвертого квартала 2020 года, а на участке № 4 —  ранее второго квартала 2021 года.

В итоге, по мнению экспертов палаты, «Автодор» в прошлом году показал худший результат своей работы за десять лет существования, при этом почти полностью потратив выделенные ему государством 74,8 миллиарда рублей. Компания, по заключению аудиторов, провалила 11 из 12 целевых показателей.

Первоначально проект строительства ЦКАД был утвержден правительством еще в 2001 году. Протяженность новой кольцевой дороги вокруг Москвы составит около 340 километров, из которых 251 километр (или 74%) придется на участки с платным проездом. Строительство ЦКАД началось в 2014 году, трасса проходит по территории Московской области и Новой Москвы. Тогда общая сумма проекта оценивалась в 300 млрд рублей, затем она поднялась до 313 млрд. По последним данным, проект планируется завершить к 2025 году.

Госкомпания «Автодор» создана в 2009 году, она является оператором части федеральных трасс — платных или тех, которые планируется коммерциализировать. По состоянию на 1 января 2018 года в управлении «Автодора» находилось 2938 километров автодорог.

Сергей Кельбах, бывший глава госкомпании «Автодор»

Дороги в России