В России определен статус ретроавтомобилей

Росстандарт совместно с комитетом классических автомобилей Российской автомобильной федерации (ККА РАФ) разработали новый ГОСТ, который определяет критерии отнесения транспортных средств к классическим. 

Новый документ распространяется на мотоциклы, легковые машины и прицепы старше 30 лет и на грузовые автомобили и автобусы старше 50 лет. Также транспортные средства делятся на три группы по возрасту: выпущенные до 1946 года, с 1946-го по 1970-й и с 1970-го. ГОСТ предусматривает два понятия: раритетное транспортное средство, сохраненное или отреставрированное до оригинального состояния, и более аутентичное классическое транспортное средство, признанное таковым историко-технической экспертизой.

Новый ГОСТ создает критерии оригинальности, которые применяются к кузову, двигателю и раме транспортного средства, а также к деталям отделки и интерьера. Оценку проводят аккредитованные эксперты (пока их всего 15 человек) или экспертные группы. Раритетное транспортное средство оценивается по баллам, которые начисляются за отклонение от оригинала. Если баллов окажется больше 100, то транспортное средство не будет признано раритетным, но его владелец может внести изменения и вновь попробовать пройти экспертизу.

Экспертизу планируется проводить раз в пять лет. Для ее проведения нужно отправить заявку через РАФ: raf.su. Предполагается, что помимо очного осмотра транспортного средства будет использоваться специальное мобильное приложение с использованием потокового видео. Стоимость экспертизы прогнозируется на уровне 10-15 тысяч рублей. 

Стандартом определены требования к техническому состоянию ретроавтомобилей, выполнение которых разрешает им передвигаться по дорогам общего пользования, а также методы их проверки. Устанавливаются требования к рулевой и тормозной системам, к шинам и колесам, осветительным приборам, пожарной безопасности и комплектации транспортного средства.

Статус раритетного или классического транспортного средства предусматривает получение регистрационных знаков с буквой «К» в соответствии с новым законом «О регистрации транспортных средств».

Получение статуса раритетного или классического транспортного средства для владельцев является добровольным. Этот статус выводит автомобиль из-под действия технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», но пока не дает никаких других особых привилегий. Однако разработчики ГОСТа надеются, что в будущем такие машины будут иметь льготы по налогам и страхованию, на них не распространятся жесткие экологические нормы, и они получат другие преференции.  

ГОСТ Р 58686-2019 «Транспортные средства раритетные и классические. Историко-техническая экспертиза. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки» вступит в силу 1 марта 2020 года.

Раритетный автобус малого класса ЗИЛ-118 «Юность» 60-х годов выпуска. Фото: Артем Попович / Drom.ru

Раритетный автобус малого класса ЗИЛ-118 «Юность» 60-х годов выпуска. Фото: Артем Попович / Drom.ru 

Раритетный автобус малого класса ЗИЛ-118 «Юность» 60-х годов выпуска. Фото: Артем Попович / Drom.ru

Раритетный автобус малого класса ЗИЛ-118 «Юность» 60-х годов выпуска. Фото: Артем Попович / Drom.ru