Спи спокойно, Mark II. На заводе Toyota состоялось торжественное прощание с Mark X

23 декабря на заводе Toyota Motomachi с конвейера сошел последний в истории седан Toyota Mark X. По этому поводу рабочие устроили мероприятие, в котором приняли участие около 200 сотрудников, в их числе — директор завода Хироёси Ниною и главный инженер Mark X второго поколения Такаюки Томохара. Подобные «церемонии прощания» для Toyota не редкость, однако обычно они проходят более камерно и не с таким размахом — «Марк» все-таки случай особый.

Первый Toyota Mark II был выпущен в 1968 году, и на протяжении пятидесяти лет он (а позже его преемник Mark X) был главным заднеприводным седаном Toyota. За все это время было продано 6 518 000 автомобилей Mark II и 363 500 — Mark X. Почти 3,5 миллиона из них построил завод Motomachi, остальные собирались на заводах Kanto Auto Works Higashi-Fuji и Toyota Motor Kyushu Miyata.

В ходе мероприятия был проведен небольшой экскурс в историю легендарного автомобиля с презентацией серийных образцов, представители разных отделов завода поделились воспоминаниями.

Директор Ниною рассказывает: «Для меня Mark — очень особенный автомобиль, как и для всего завода. Наверное, даже самый главный автомобиль. Chaser и Cresta были сняты с производства, а Mark II выбрал новую жизнь и перевоплотился в великолепный седан Mark X.

Волна популярности однообъемников и городских внедорожников в Японии сделала среднеразмерные седаны не такими востребованными, как раньше. Но и сегодня есть энтузиасты, предпочитающие задний привод и механическую коробку передач. Для них мы и выпускали ограниченными партиями спецверсии Mark X GRMN — 100 штук в 2014 году и 350 — в 2019-м».

Вспомним основные вехи в истории Mark II.

Появившаяся в 1968 году модель получила название Toyopet Corona Mark II, то есть Corona «второго уровня» или «продвинутая». Кузов у Mark II был немного больше, чем у простой «Короны», устанавливались более объемные двигатели: 1,6 и 1,9 литра. На базе Corona Mark II были созданы 4-дверный седан, 2-дверный хардтоп, универсал, грузовой вэн и пикап.

Второе поколение увидело свет в 1972 году — оно серьезно отличалось от прежнего бесстрашным «взглядом», длинным капотом и более покатой крышей. Моторная линейка рядных «четверок» пополнилась двухлитровым 6-цилиндровым двигателем, который устанавливался в люксовой серии L Series.

В 1976 году было выпущено третье поколение Toyopet Corona Mark II — в «полуклассическом» дизайне, с двумя круглыми фарами вместо четырех и крупной решеткой радиатора. Верхняя комплектация получила название Grande.

Четвертое поколение Toyota Corona Mark II вышло в 1980 году, ознаменовав начало эпохи роскошных седанов. Самым дорогим комплектациям полагались рядные 6-цилиндровые моторы объемом 2,8 литра. Вместе с родственными моделями Chaser и Cresta «Марк» этого поколения очень успешно продавался.

В пятый период своей истории модель Mark II вошла в 1984 году уже без префикса Corona. Сохранив статус высококлассного автомобиля, этот Mark II сумел завоевать сердца всех возрастных категорий. В период с января по август 1985 года среднемесячные продажи достигли 12 тысяч экземпляров. 

Шестое поколение, дебютировавшее в 1988-м, то есть во время расцвета японского экономического пузыря, набрало такие обороты, что в 1990 году стало лидером продаж среди всех автомобилей Toyota, обогнав даже Corolla.

В 1992 году Mark II седьмого поколения разделился на две серии: спортивную Tourer и роскошную Grande — их отличали, помимо прочего, настройки подвески и управляемости, благодаря чему «Марк» снова смог удовлетворить широкий круг потребностей пользователей.

В восьмом поколении (1996) все автомобили Mark II серьезно повысили стандарт безопасности: система ABS и четыре подушки безопасности вошли в базовое оснащение. А спортивная версия Tourer V получила двигатель Twin Cam Turbo с настройками турбины и дроссельной заслонки, обеспечившими превосходную отзывчивость и тягу.

Последнее поколение, в котором автомобиль носил название Mark II, поступило в продажу в 2000 году. Все комплектации носили в названии слово Grande, а спортивные были отмечены аббревиатурой iR. Этот «Марк» делил платформу с Toyota Crown 11 поколения, а все двигатели, которыми комплектовался, были рядными 6-цилиндровыми DOHC VVT-i.

В 2004 году был назван преемник легендарной модели — Toyota Mark X. В новом названии X означал буквально «икс», «неизвестное», а не «десять», как можно было предположить. В 2009-м вышло второе поколение этой модели, и в нем были выведены на новый уровень спортивные качества «Марка», заложенные еще в далеком 1968-м.

Работники завода Toyota Motomachi на мероприятии, посвященном прощанию с Mark X

Один из первых Mark II и самый последний Mark X — комплектация 250G в белом цвете 

Mark II первого поколения (1968)

Mark II третьего поколения (1979) 

Mark II пятого поколения (1986)

Mark II шестого поколения (1990) 

Последний сошедший с конвейера Mark X

Последний сошедший с конвейера Mark X 

Последний сошедший с конвейера Mark X

Завод Motomachi произвел 3 495 248 «Марков» в период с 1968 по 2019 год. 

Mark II первого поколения

Mark II второго поколения 

Mark II третьего поколения

Mark II четвертого поколения 

Mark II пятого поколения

Mark II шестого поколения 

Mark II седьмого поколения

Mark II восьмого поколения 

Mark II девятого поколения

Mark X первого поколения 

Mark X второго поколения

Динамика производства на заводе Toyota Motomachi (голубым цветом обозначен Crown, красным — Mark II и Mark X) 

Директор завода Motomachi Хироёси Ниною

Представители отделов завода делились воспоминаниями. 

Работники завода хором произносили благодарственные слова и складывали руки в виде буквы X.

Работники завода хором произносили благодарственные слова и складывали руки в виде буквы X.  

Директор завода Хироёси Ниною (слева) и главный инженер Такаюки Томохара

«Благодарные» пирожные для всех на этой вечеринке