Дакар 2020: технические проверки, шейкдаун и торжественный старт

Текст Мария Мельникова / Drom.ru
Фото: пресс-службы Дакар, КАМАЗ-мастер, Red Bull Content Pool, Лины Арнаутовой и Troyka Racing Team

5 января в 7.20 утра по времени Саудовской Аравии, совпадающему с московским, был дан старт первого этапа ралли Дакар 2020. Традиционно первыми его открыли мотоциклисты, затем участники на квадроциклах (08.34), внедорожниках (09.20), мотовездеходах (10.49), а роль замыкающих традиционно исполняли грузовики (старт в 11.50).

Однако до того, как все участники вышли на долгожданный старт самого знаменитого ралли-рейда в мире, им пришлось пройти все технические проверки, принять участие в шейкдауне, а также в торжественной церемонии открытия ралли и старте через арку Дакара на побережье Красного моря.

Snag Racing Team: Сергей Карякин/Антон Власюк, Алексей Шмотьев/Андрей Рудницкий

Новый год начался не с самых приятных новостей для российских болельщиков. Стало известно, что экипаж Zavidovo Racing Team в составе пилота Федора Воробьева и штурмана Кирилла Шубина снялись с Дакара 2020 с формулировкой «в силу определенных обстоятельств, в том числе и из-за насыщенного сезона 2019». Следующей потерей еще до старта стал Артур Ардавичус, выступающий под флагом Казахстана, чьи видеорепортажи так любили многие болельщики — у него возникли проблемы с национальной лицензией.

Авария Мартина Коломы

Неприятный сюрприз преподнес Дакар и чешским болельщикам: Мартин Коломы, решивший пересесть с грузовика Tatra, за рулем которого он провел 10 лет, на внедорожник Ford Raptor, уже во время шейкдауна попал в серьезную аварию, дважды перевернувшись через капот. Сначала всем показалось, что люди в Рапторе не пострадали, а на машине достаточно заменить несколько деталей, чтобы выйти на старте. Но в больнице обнаружились трещины во 2-м и 3-м позвонках Коломы, и от Дакара экипажу пришлось отказаться.

Тим Коронель рассказывает про аварию Мартина Коломы

Также из-за травмы — но на этот раз колена — от гонки пришлось отказаться и мотоциклисту Мишелю Метджу, однако в этом случае интересы команды не пострадали: вместо Мишеля за руль Sherco TVS сядет его брат Адриен.

Незадолго до старта стало известно и об одной довольно неожиданной замене: пятикратный победитель мотозачета 45-летний француз Сириль Депре, приехавший в Саудовскую Аравию в качестве наставника юниоров Red Bull, заменит Сета Кинтеро за рулем мотовездехода в команде Red Bull Offroad. Это станет его дебютной гонкой в этом зачете — после 14 Дакаров за рулем мотоциклов и внедорожников.

Сириль Депре

Итого в воскресенье на старт 42-го Дакара вышли 46 грузовиков, 87 внедорожников, 47 мотовездеходов, 23 квадроцикла и 147 мотоциклов.

А накануне — 4 января в саудовском городе Джидда — были завершены все предстартовые процедуры: предварительная и окончательная технические инспекции, а также административные проверки.

Фото 5

Из-за большого количества участников основные проверки «техничек» (автомобилей сопровождения) и «пресс-каров», а также гоночных внедорожников, мотовездеходов, квадроциклов и мотоциклов были проведены еще в декабре 2019 года во французском Марселе перед погрузкой на паром. А перед торжественным стартом гонки проводились финальная техинспекция и административные проверки. Технические комиссары взвешивали транспортные средства, проверяли экипировку спортсменов, а также правильность установки и работоспособность всех положенных навигационных приборов.

Подробно о том, как это происходило, в своем репортаже рассказала героиня предыдущего Дакара мотогонщица Анастасия Нифонтова, которая в этом году по состоянию здоровья выступает в качестве репортера для Red Bull и Motul:

4 января также прошла пресс-конференция, на которую были приглашены различные именитые гонщики. Среди них были действующий победитель Дакара катарец Нассер Аль Аттия, Карлос Сайнс, Стефан Петрансель и другие. Аль Аттия рассчитывает, что здесь, в хорошо знакомой обстановке арабских песков, ему будет проще одержать победу. Однако еще одним серьезным претендентом на победу является пилот из Саудовской Аравии и партнер Нассера Аль Аттии по команде Toyota Язид Аль Раджи.

Для Аль Раджи это уже шестой Дакар, в прошлом году он финишировал седьмым, но надеется, что первый Дакар в Саудовской Аравии станет для него более удачным. «Конечно, я испытываю давление, так как выступаю дома и за мной будут следить сотни тысяч глаз. Мы хотим достичь самого высокого результата и сделаем все для этого. Стратегия будет очень важна. Нужно атаковать изо всех сил, но при этом не рисковать впустую».

Наш интерес к выступлению Язида Аль Раджи обусловлен прежде всего тем, что в качестве штурмана в его экипаже едет титулованный российский спортсмен Константин Жильцов, который российским болельщикам более привычен рядом с Владимиром Васильевым. Однако в этот раз друзья-спортсмены решили разделиться, и в одном экипаже команды X-Raid с Васильевым выступает Виталий Евтехов. Что же касается Константина, то его пилот считается одним из главных претендентов на победу, так что у Жильцова есть реальный шанс заработать в этот раз титул. Для Константина это юбилейный, 10-й Дакар, скрестим за него пальцы!

Еще один известный российский штурман Алексей Кузьмич также выступает за команду X-Raid и также с пилотом из Саудовской Аравии Язиром Сейданом. Для Кузьмича это четвертый Дакар, три предыдущих он проехал с Виктором Воликовым (2009), Артуром Ардавчиусом (2012) и Борисом Гадасиным (2013).

Впервые в этом году в Дакаре примет участие Фернандо Алонсо — на автомобиле Toyota Hilux за команду Toyota Gazoo Racing. Его штурманом стал знаменитый испанский мотогонщик Марк Кома.

— Я хотел принять участие в Дакаре, чтобы понять, на что это похоже, но в гораздо большей степени, чтобы пройти всю гонку и финишировать, — сказал Фернандо Алонсо. — Я знаю, что это будет очень сложно. И я не думаю, что есть еще какая-то гонка, столь сильно отличающаяся от Формулы 1, как Дакар. Для меня это очень интересный вызов, практически невозможный, но поэтому столь важный. Подготовка к Дакару, которую я проходил последние несколько месяцев, уже дала мне очень многое как гонщику, и именно это является для меня самым важным в подобных вызовах: в итоге стать лучше и сильнее.

Марк Кома: «Я не считаю себя штурманом и не был готов снова принимать участие в Дакаре. Но когда вам предлагают принять участие в проекте, подобном этому, с Фернандо Алонсо за рулем, в такой команде и на такой машине, как Toyota, отказаться просто невозможно. Это одна из тех возможностей, которые предоставляются только раз, и если вы откажетесь, то потом будете жалеть всю жизнь. В том случае, если нам удастся избежать проблем с машиной, то с талантом Фернандо и нашим потенциалом мы сможем финишировать весьма неплохо. Я не хочу делать каких-то прогнозов, так как это лишь добавит давления. То, чего я хочу сейчас, это финишировать».

Любопытно, что Алонсо и Кома выступят на том же автомобиле, на котором Нассер Аль Аттия выиграл Дакар в прошлом году.

В субботу, 4 января, на территории стадиона, носящего имя принца Абдуллы аль-Фейсала, был дан торжественный старт гонки, который продолжался около 10 часов. Первый экипаж прошел подиумную церемонию в 16.00, при этом очевидцы рассказывают, что зрители стали собираться на стадионе только с заходом солнца — зато потом толпа разрослась до невероятных размеров. Публика, большую часть которой составили местные жители, восторженно приветствовала участников гонки. Спортсмены благодарили собравшихся зрителей за теплый прием и делились с ними своими ожиданиями от предстоящего многодневного спортивного марафона.

Подиум был оборудован огромным экраном, рядом находилась сцена для концерта, построенная из морских контейнеров, где играла живая музыка. Все это сопровождалось шоу танцующих фонтанов.

А уже совсем скоро после этого — ранним утром 5 января — участникам гонки предстояло взять курс на север и стартовать на первом этапе по маршруту Джидда — Аль-Ваджх, который включает в себя 433 километра лиазона вдоль побережья и 319 км скоростного участка вдоль Красного моря. Дорожные условия и покрытие трассы первого дня постоянно меняются: начинается все с горных каньонов и пересохших рек, затем продолжится дюнами с мягким песком и скоростными отрезками на песчаном плато, которые составят примерно треть дистанции, а завершится песчаным бездорожьем.

ЗА КОГО БОЛЕЕМ: ВСЕ РОССИЙСКИЕ УЧАСТНИКИ 42-ГО ДАКАРА И НЕ ТОЛЬКО

Зачет «Мото»

Дмитрий Агошков

  • № 133 — Дмитрий Агошков. Мотоцикл: KTM 450 Rally Troyka Team

Зачет «Внедорожники»

Роман Старикович

  • № 309 — Язид Аль Раджи/Константин Жильцов. Автомобиль: Toyota Hilux Overdrive
  • № 317 — Владимир Васильев/Виталий Евтехов. Автомобиль: Mini John Cooper Works Rally X-Raid G-Energy
  • № 323 — Денис Кротов/Дмитро Цыро. Автомобиль: Mini John Cooper Works Rally
  • № 324 — Язир Сейдан/Алексей Кузьмич. Автомобиль: Mini 2013 X-Raid
  • № 352 — Андрей Чередников/Игнат Фальков (Казахстан). Автомобиль: Ford F150 EVO
  • № 355 — Александр Доросинский/Олег Уперенко. Автомобиль: MINI ALL 4 X-Raid
  • № 360 — Роман Старикович (Кипр)/Берт Хескес. Автомобиль: Toyota Hilux Overdrive Autolife.

Зачет «Мотовездеходы»

Сергей Карякин

  • № 411 — Сергей Карякин/Антон Власюк. Автомобиль: BRP Maverick X3 SNAG Racing
  • № 443 — Алексей Шмотьев/Андрей Рудницкий. Автомобиль: Can-Am Maverick X3 X RS SNAG racing
  • № 444 — Илья Роусс/Антон Ярощук. Автомобиль: Can-Am Maverick X3

Зачет «Грузовики»

Экипаж Эдуарда Николаева

  • № 500 — Эдуард Николаев/Евгений Яковлев/Владимир Рыбаков. Автомобиль: КАМАЗ-43509
  • № 501 — Дмитрий Сотников/Руслан Ахмадеев/Ильгиз Ахметзянов. Автомобиль: КАМАЗ-43509
  • № 503 — Сергей Вязович/Павел Гаранин/Антон Запорощанка (Беларусь). Автомобиль: МАЗ-6440RR
  • № 508 — Александр Васильев/Дмитрий Вихренка/Виталий Мурылев (Беларусь). Автомобиль: МАЗ-5309RR
  • № 511 — Андрей Каргинов/Андрей Мокеев/Игорь Леонов. Автомобиль: КАМАЗ-43509
  • № 516 — Антон Шибалов/Дмитрий Никитин/Иван Татаринов. Автомобиль: КАМАЗ-43509
  • № 528 — Алексей Вишневский/Максим Новиков/Андрей Неверович (Беларусь). Автомобиль: МАЗ-5309RR

 

 

 

Шейкдаун Язир Сейдан и Алексей Кузмич

Жерар де Рой и Владимир Чагин