Toyota оказалась самым экологически чистым производителем в Европе

Переход на электромобили и подключаемые гибриды в Европе перестает быть естественным: производителей силой заставляют начать выпуск и массовые продажи таких машин. В декабре мы писали, что автомобильные компании сами заставят своих дилеров «впаривать» электромобили, поскольку будут стремиться избежать или хотя бы снизить огромные штрафы за превышение среднего объема выбросов: с 2020 года он не должен превышать 95 г/км. Теперь британская компания PA Consulting опубликовала более подробное исследование на эту тему: оказалось, что лучше всех ситуация у Тойоты.

Основной вывод сводится к тому, что все компании не только не смогут уложиться в новые требования по выбросам, но и отстанут от собственных планов по их сокращению. Иными словами, штрафы окажутся даже более существенными, чем предполагают сами производители.

Напомним, формально новые правила начнут применяться с 2021 года, однако в зачет пойдут и автомобили, проданные в 2020-м. Согласно утвержденному Евросоюзом документу, средний объем выбросов не должен превышать 95 г/км. В зачет будут идти 95% наиболее «чистых» машин: такая поблажка сделана на первый год, чтобы компании хоть как-то успели адаптироваться. А уже с 2021-го начнут учитывать все 100% проданных автомобилей. В итоге компании будут оштрафованы из расчета €95 за каждый лишний грамм выбросов.

Из расчетов PA Consulting следует, что 30 крупнейшим автопроизводителям придется заплатить €14,5 млрд. Один только Volkswagen AG раскошелится на €4,5 млрд, что составляет 32,4% его операционной прибыли. Столь крупный штраф объясняется тем, что немецкая компания является самым массовым производителем Европы. Еще €2,5 млрд заплатит Fiat Chrysler Automobiles (для него это 49,5% операционной прибыли), €1,45 млрд — Ford (39% операционной прибыли), €1,06 млрд — Renault-Nissan-Mitsubishi (12,4% операционной прибыли).

Лучше всего ситуация у Toyota: японский гигант в 2020 году сможет снизить средние выбросы до 95,1 г/100 км, то есть не впишется в установленные нормы на ничтожные 0,2 г (верхний предел — 94,9). В итоге компания заплатит всего €18 млн, или 0,1% операционной прибыли.

Отдельного внимания заслуживает прогноз по средним выбросам. Оказалось, что все без исключения рассмотренные компании не укладываются в собственные планы по сокращению выбросов. При это лучшей здесь снова будет Тойота: для нее прогноз (голубая машина на иллюстрации) отстанет от плана компании (зеленая машина) на едва уловимую величину. А вот Mazda весьма существенно отстанет от собственной цели.

Прогноз среднего объема выбросов CO2 на один автомобиль

Серая машинка — значение за 2018 год
Голубая машинка — прогноз PA Consulting на 2021 год
Зеленая машинка — планы производителей на 2021 год