Мост через Лену построят Ростех и его партнер

17 января завершился прием заявок на конкурс по выбору концессионера для строительства автомобильного моста через реку Лену в Якутии. Заявитель в конкурсе оказался только один — связка госкорпорации Ростех и Восьмой концессионной компании (входит в состав инвестиционно-строительной группы ВИС). 

Торги были объявлены 2 декабря 2019 года. Ранее сообщалось, что интерес к проекту моста через Лену также проявляют ВЭБ.РФ и иностранные инвесторы. Однако они в итоге не подали заявок.

По всей видимости, именно консорциум Ростеха и ВИСа построит мост. Председатель правительства Якутии Кирилл Бычков уже похвалил их заявку за высокую проработку с экономической и технической сторон.

«На сегодняшний день это единственное известное мне серьезное предложение инвестора, обеспеченное всеми необходимыми ресурсами. Его подал консорциум двух ведущих российских компаний, о репутации которых свидетельствуют конкретные дела и реализованные проекты. Есть полная уверенность в том, что заявленные цели и обязательства будут выполнены в полном объеме», — цитирует Бычкова ТАСС.

Как добавил председатель правительства региона, мост через реку Лену на этапе строительства будет иметь для Якутии значительный мультипликативный эффект: создание новых рабочих мест, рост поступлений в бюджет, социальное и экономическое развитие прилегающих территорий.

Мост будет начинаться от села Старая Табага под Якутском и заканчиваться у села Хаптагай. Протяженность перехода составит 3,12 км, подъездных подходов к нему — 10,9 км. Расчетная стоимость строительства составляет 77,9 млрд рублей, прочие расходы — около 5,5 млрд рублей (итого — 83,4 млрд рублей). 54,3 млрд рублей выделят в виде гранта из госбюджета, 29,1 млрд рублей концессионеры должны будут вложить самостоятельно.

Строительство сооружения планируют начать в четвертом квартале 2021 года и завершить в первом квартале 2026-го. Концессионеры будут отбивать затраты на строительство за счет введения платы за проезд. Легковые автомобили смогут ездить по мосту бесплатно, все остальные транспортные средства должны будут платить 1-4 тысячи рублей. Срок эксплуатации моста рассчитан до 2044 года.

Сегодня Якутск — единственный из ста крупнейших городов России, не имеющий круглогодичного наземного транспортного сообщения с выходом на федеральную дорожную сеть. Зимой автотранспорт идет по зимнику, летом — на пароме, который ждут по два часа. Стабильное сообщение между Восточной и Западной Якутией отсутствует 152 дня в году.

О строительстве моста через Лену задумывались еще в 80-х. В 2013 году состоялся конкурс на его строительство, но соглашение не было заключено. Ранее мост через Лену предполагалось построить к 2021 году. Однако в 2014-м проект отложили в дальний ящик: зарезервированные на строительство переправы средства были направлены на Крымский мост. В 2018 году проект попал в разработанный Минэкономики план развития инфраструктуры на 7 трлн руб. Окончательное одобрение идея переправы через Лену получила от президента Владимира Путина в ноябре 2019 года.

Напомним, в августе 2019 года в России был принят закон о безальтернативных платных дорогах. Мост через Лену будет как раз таким безальтернативным «платником».

Группа ВИС — крупная инвестиционно-строительная группа со штаб-квартирой в Москве. Специализируется на реализации проектов государственно-частного партнерства «под ключ». Группа ВИС не имеет отношения к автомобилям ВИС, которые выпускаются в Тольятти (их делает дочернее предприятие АвтоВАЗа — ВИС-Авто).

Ростех — многоотраслевая госкорпорация со штаб-квартирой в Москве. В ее составе более 700 организаций, из которых сформировано 14 холдинговых компаний различного профиля деятельности.