Как повышенная ставка утильсбора вредит российскому автопрому

С начала года власти повысили ставку утильсбора, а автопроизводители ожидаемо переписали ценники. При чем, чиновники в прошлом году заявляли, что повышения утильсбора не скажется на стоимости автомобилей. На деле это оказалось не так. Ощутимо повышение стало и для локализованных автомобилей, и для ввозимых. А больше всего подорожали среднеценовые автомобили, премиум-сегмент, и чистые импортеры.

В свою очередь, власти предложили компенсацию, но организация процесса сильно затруднена из-за последних безуспешных переговоров властей с бизнесом. От последнего требуют все больше вкладываться в производство в России, в том числе в ущерб себе. Первые компенсации далеко не все компании смогут получить в 2021 году.

Проблема в переговорах с чиновниками

На конференции АЕБ, где подводились итоги года, многие специалисты отметили, что иностранные бренды вложили миллионы в свои заводы в России, за что им обещали поддержку государства. А на деле они не могут найти общий язык с чиновниками. Повышение утильсбора стало причиной дополнительных издержек для таких автобрендов. И это при условии и без того падающего рынка. Чиновники, в свою очередь, в прошлом году привязали компенсацию утильсбора в проценту локализации. Это правило появилось в новых специнвестконтрактах, работать по которым согласились далеко не все автобренды.

Проблемы с поддержкой автобрендов

Проблемы с субсидиями у правительства были давно. Большие автобренды требовали, чтобы поддержка шла из расчета, кто сколько вложил в производство. А маленькие автопроизводители и российские компании просили равных условий. В 2011 году начался второй этап промсборки и многие автобренды объединились. Тогда степень локализации и уровень господдержки считали в целом по заводу, даже если отдельные модели не дотягивали.

Такая ситуация сохранялась до 2014 года. Дело в том, что считали локализацию по размеру добавленной стоимости в рублях. А рубль обвалился в два раза. И в результате уровень локализации «поплыл» сразу у всех производителей.

Тогда власти обещали учесть ситуацию в экономике. Но тогда еще сохранялось требование — продавать всем рынком в год 3 млн автомобилей. Однако уже 5 лет авторынок не может продать в год 1,8 миллиона авто и 2/3 производственных мощностей простаивают. Об обещаниях и старых требованиях пришлось забыть.

Почему падают продажи

Эксперты не раз говорили, что у падения продаж есть одна конкретная причина — постоянно растущие цены. Сначала они росли из-за слабого рубля. Теперь, когда курс немного стабилизировался, сразу же появились новые причины: рост акцизов на моторы, повышение утильсбора, падение реальных доходов и покупательской способности. И если раньше в сегменте до миллиона рублей было большое число автомобилей, то с каждым годом их становится все меньше и меньше.

Опасным для рынка последствием может стать уход большинства автобрендов, которым больше невыгодно держать в России свои заводы. Слишком жесткие требования к локализации на фоне ухудшающейся ситуации на рынке приближают делокализацию.