Электроника автомобилей Volkswagen и Toyota отстает от Tesla на 6 лет

Автомобили Tesla опережают машины других марок по компонентам электроники как минимум на шесть лет. К такому выводу пришло японское издание Nikkei Business Publications, которое при помощи автоинженеров разобрало и изучило Tesla Model 3.

Технологическое превосходство перед конкурентами электромобилям Tesla обеспечивает новый интегрированный центральный блок (integrated central control unit) Hardware 3. Он устанавливается на все выпущенные с апреля 2019 года Tesla, включая Model 3, Model S и Model X.

Модуль состоит из двух AI-чипов площадью 260 квадратных миллиметров (AI обозначает artificial intelligence, т. е. искусственный интеллект). Они базируются на процессорах ARM Cortex-A72 и объединены между собой системой жидкостного охлаждения. Один чип обеспечивает работу функции автономного вождения, второй занимается обработкой данных медийной системы.

Электронные платформы такого типа обрабатывают большие массивы данных, что критически важно для автомобилей с системами автономного управления. Инсайдеры из отрасли ожидают, что другие автопроизводители внедрят подобные Tesla блоки не раньше 2025 года.

Электроника машин конкурентов состоит из десятков отдельных контроллеров (их называют ECU — electronic controller unit), которые выполняют определенные функции.

Tesla создала свой «цифровой нервный центр» под фирменную систему Autopilot, представленную в 2014 году. «Автопилот» на базе Hardware 1 представлял собой комплекс ассистентов водителя, который позволял автомобилю двигаться на шоссе за впереди идущей машиной и автоматически придерживаться полосы дороги. Каждые 2-3 года компания модернизировала компьютер, пока не довела его до нынешнего уровня.

Создать блок Tesla помог разработчик микропроцессорных архитектур Джим Келлер, который в 2016-м занял должность вице-президента по «автопилоту». До этого Келлер работал в AMD, где занимался разработкой успешных процессоров серии Ryzen, правда, в 2018 году он покинул Tesla и перешел в Intel.

Материальные и кадровые ресурсы Toyota или, например, Volkswagen позволяют создать аналогичную Tesla систему гораздо раньше 2025 года, но проблема отставания лежит не в технологической плоскости, она связана с экономикой производства и политикой. Как рассказал Nikkei на условиях анонимности инженер одного из японских концернов, традиционные автопроизводители отстают от Tesla по той причине, что опасаются разорвать существующие цепочки поставщиков, которые они сами же взращивали десятилетиями. Внедрение интегрированного центрального блока означает отказ от контроллеров ECU. Для поставщиков этих компонентов и тысяч их сотрудников это вопрос жизни и смерти. 

Японское издание обращает внимание, что на большинстве деталей внутри Model 3 нет маркировки поставщика, но на многих элементах нанесен логотип Tesla. Это говорит о том, что компания строго контролирует развитие практически всех ключевых технологий в автомобиле.

Гиганты «традиционного» автопрома внезапно обнаружили себя в заложниках у поставщиков, при помощи которых в свое время и разрослись до современных масштабов. Обязательства перед поставщиками выливаются в инертность при разработке новых электронных систем, хотя, без всяких сомнений, в компаниях есть специалисты, которые смогут выполнить свою работу не хуже подопечных Илона Маска.

Tesla же является вновь образованным автопроизводителем и не обременена подобными обязательствами перед смежниками. «Мы не сможем так сделать», — цитирует Nikkei Business Publications присутствовавшего при разборке Tesla Model 3 ошеломленного инженера, который работает в одной известной японской компании.

Издание Electrek замечает, что у Hardware 3 скоро появится конкурент от Nvidia, но пока ее система Drive AGX Pegasus находится в стадии разработки. В будущем она сможет демонстрировать мощность в 320 триллионов операций в секунду, что более чем вдвое больше, чем компьютер Tesla (144 трлн операций).

Разобранная для тщательного изучения журналистами Nikkei Business Publications Tesla Model 3

Full Self Driving Computer Tesla Model 3