Жигули возглавили рейтинг исчезающих автомобилей Великобритании
Британский журнал Retro Cars составил топ-10 исчезающих автомобилей 80-90-х годов в Великобритании: его неожиданно возглавила Lada Riva — под таким именем на Туманном Альбионе в свое время продавались наши Жигули моделей ВАЗ-2105 и 2107.
Для своего рейтинга Retro Cars использовал выгрузку данных учета транспортных средств в Великобритании из базы DVLA (Driver and Vehicle Licensing Agency). По состоянию на 2020 год в Великобритании зарегистрированы лишь 49 экземпляров Lada Riva. Это поразительно мало, если вспомнить, что во времена Маргарет Тэтчер Lada Riva пользовалась в Англии неплохим спросом — ее покупали в основном жители северных промышленных регионов страны, экономика которых в начале 80-х оказалась в глубоком кризисе. Как замечает Retro Cars, сегодня даже экзотических суперкаров Pagani Zonda в Великобритании насчитывается больше, чем заднеприводных Lada.
На втором месте в списке исчезающих машин оказалась итальянская Alfa Romeo 146 (осталось 89 штук), на третьем — Fiat Uno, тоже итальянский (218 экземпляров). Весь топ-10 приводится в таблице ниже.
Вот как рейтинг прокомментировал редактор Retro Cars Крейг Читхэм (Craig Cheetham): «Автомобили 80-90-х становятся популярными у молодежи, но выбор таких машин гораздо уже, чем было с более ранней классикой. Нужно сказать спасибо смене модели потребления в обществе — именно в 80-90-е автомобиль превратился в такой же одноразовый актив, как, например, стиральная машина».
Читхэм добавляет, что тогда со сменой поколений западные потребители отошли от принципа «сделай хорошо и отремонтируй» (make good and mend) к принципу «профинансируй и замени» (finance and replace), поэтому после крупных поломок от автомобилей стали избавляться, а не ремонтировать. Серьезный урон парку машин 80-90-х годов нанесла программа утилизации, которая была запущена в Великобритании в 2009-2010-м для поддержки авторынка во время глобального кризиса.
«В ближайшем будущем массовые повседневные машины 80-90-х станут у нас более редкими, чем классические спорткары MGB или Triumph. Впрочем, в большинстве случаев они уже более редкие. Вот почему хорошие экземпляры надо сохранять», — заключает редактор Retro Cars.
Численность конкретно автомобилей Лада в Великобритании также подкосил дефицит запчастей к их праворульным версиям — АвтоВАЗ остановил экспорт своих машин на рынки с левосторонним движением еще в конце 90-х годов и через несколько лет перестал делать к ним запчасти, то есть оставил своих потребителей без сервисной поддержки. В результате Лады стали ускоренно выбывать из эксплуатации, для поддержания одних машин приходилось разбирать другие, раньше времени отправленные на свалку.
В Великобританию Лады экспортировались с 1974 по 1997 год (тогда в стране ужесточили нормы токсичности, а АвтоВАЗ не стал адаптировать к ним свои модели).
Retro Cars — одно из самых авторитетных изданий Европы о классических машинах. Для него пишут лучшие автомобильные журналисты прошлых лет (этакие пенсионеры), журнал выходит раз в два месяца.
ТОП-10 исчезающих автомобилей Великобритании
Модель
Количество оставшихся на учете
Lada Riva
49
Alfa Romeo 146
89
FIAT Uno
218
Renault 21
221
Vauxhall Carlton
270
Citroen BX
286
Nissan Bluebird
324
Volvo 440
407
Peugeot 309
409
Rover 800
468
Alfa Romeo 146
FIAT Uno
Renault 21
Vauxhall Carlton
Citroen BX
Nissan Bluebird
Volvo 440
Peugeot 309
Rover 800