Водители автобусов в Москве жалуются Путину на вред для здоровья от системы «Антисон»

Водители «Мосгортранса» — это оператор наземных пассажирских перевозок в Москве — написали петицию в адрес президента РФ Путина, в котором пожаловались на систему «Антисон». Комплекс мониторинга состояния водителей, по их же словам, вызывает усталость, зуд и резь в глазах, но руководство заставляет работать с новой системой под угрозой увольнения.

«Антисон» представляет собой видеокамеру с инфракрасной подсветкой и динамиком на приборной панели, он способен проводить «оперативный анализ признаков засыпания или потери бдительности». Комплекс был разработан в 2018 году компанией «Октоинформ Рус», тогда в рамках пилотного проекта приборы установили на 36 автобусах. В ноябре 2019-го «Мосгортранс» заключил контракт на сумму 1,74 млрд рублей с ООО «КСОР», в рамках которого систему установят на 8,4 тысячи автобусов, троллейбусов, трамваев и электробусов МГТ.

Если водитель повернул голову и не смотрит на дорогу более пяти секунд либо более двух секунд едет с закрытыми глазами, звучит предупредительный сигнал (одновременно включается световой индикатор). Система способна контролировать «подвижность десяти лицевых точек водителя», «частоту и длительность зеваний, морганий, сведения надбровных дуг».

Если выявляются признаки усталости водителя, «Антисон» передает сигнал диспетчеру, который может снять сотрудника с маршрута и направить на обследование. Аналогичная система для контроля машинистов применяется в подземке: метрополитен заключил в октябре 2019-го контракт с КСОР на 337,5 млн рублей по установке приборов в 1,44 тысячи поездах.

Первые жалобы на «Антисон» от водителей относятся к январю 2020 года. Работники рассказывали про неприятные ощущения, зуд, красноту глаз, лопающиеся сосуды и ухудшение зрения из-за постоянно включенной инфракрасной подсветки.

АНО «Бюро научных экспертиз» по заказу сотрудников «Мосгортранса» провела независимую экспертизу прибора. Исследование показало, что интенсивность ИК-излучения превышает норматив в 300 раз (32,2 Вт/кв. м против максимального 0,05 Вт/кв. м по СанПиНу 1996 года), пишет «Коммерсантъ». Но в «Мосгортрансе» говорят, что оценивают работу системы положительно.

Петиция против комплекса «Антисон» набрала на change.org уже более 350 подписей.

Сочлененный автобус ЛиАЗ в ливрее «Мосгортранса»