С апреля в России и ЕАЭС обнуляются пошлины на ввоз электромобилей

По-настоящему хорошая новость на фоне вала негативщины последних дней: в России и других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с апреля обнуляются ввозные пошлины на электромобили. Соответствующее решение принял совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Напомним, ЕЭК — это регулирующий орган экономического союза, в который входят Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Армения.

«Предлагается установить эту меру с учетом скачка курсов национальных валют и отсутствия внутреннего производства, а также для создания стимулов по формированию необходимой инфраструктуры», — отметил министр по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.

Нулевая ставка будет действовать по 31 декабря 2021 года включительно и применяться при импорте электромобилей в ЕАЭС как юридическими, так и физическими лицами. Решение вступает в силу через 30 календарных дней с даты официального опубликования. Его опубликовали 17 марта, то есть вступает в силу оно с 16 апреля.

Ввозная пошлина 0% будет действовать по строке «отдельные виды моторных транспортных средств с электрическими двигателями» (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС).

Ранее таможенные пошлины на электромобили в ЕАЭС уже обнуляли. Такая мера действовала с 15 сентября 2016-го по 31 августа 2017-го включительно (на основании решения совета комиссии № 53 от 11 июля 2016 года). Однако ее действие на протяжении менее одного года не позволило достичь планируемых результатов. К тому же такой режим не распространялся на физических лиц. Они оплачивали пошлину в размере 48-54% от таможенной стоимости, что фактически являлось заградительным барьером для покупки электромобилей, отмечается в сообщении пресс-службы ЕЭК.

При этом интерес к электромобилям есть во всех странах союза. По данным департамента статистики ЕЭК, в январе — октябре 2019 года их импорт в страны ЕАЭС составил 292 экземпляра (позиция 8703 80 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС) на общую сумму $14,86 млн. Доля импорта России — 61,3%, Беларуси — 30,8%, Казахстана — 7,2%, Армении — 0,7%, . В основном электромобили завозятся из США, Китая, Австрии, Германии.

Собственного серийного производства электромобилей на территории ЕАЭС до сих пор нет. В России после экспериментального проекта АвтоВАЗа по выпуску 100 электромобилей Ellada на базе Калины серьезных попыток организовать выпуск электрических машин не предпринимали. Госпрограммы по поддержке электроранспорта в РФ тоже нет. Однако энергетический гигант Россети реализует программу «30/30», предусматривающую запуск проектов «Энергия города», «Энергия магистралей» и «Энергия городского транспорта». Планируется создать сети из более чем 440 быстрых зарядных станций и 330 медленных, охватывающих 30 крупных городов и 30 основных автотранспортных магистралей, реализация пилотного проекта по «зеленой экономике», а также создание информационной платформы для владельцев электромобилей и владельцев зарядных станций.

Активнее всего в направлении популяризации электромобилей работает Беларусь, поскольку в стране в 2020-м вводится первая очередь АЭС, которая обеспечит профицит электроэнергии, которую нужно куда-то сбывать. В Беларуси уже утверждена Программа создания государственной сети для зарядки электромобилей. За 2019 год количество зарядных станций РУП «ПО «Белоруснефть» увеличилось до 125 единиц. К 2021-му планируется нарастить их число до 500. Запланировано строительство супербыстрых электрозарядных комплексов, позволяющих сократить время зарядки электромобилей до 10-20 минут. Экспериментальные партии китайских электромобилей Zotye собрал завод Юнисон в деревне Обчак, сборкой электромобилей Geely хочет заняться совместное предприятие «БелДжи» в городе Борисове. К 2022 году Беларусь планирует собирать по 30 тысяч электромобилей в год.

Поколения из электромобилей Nissan Leaf первого поколения