Операторы техосмотра остались без денег из-за временной отмены диагностической карты

120 операторов техосмотра со всей России отправили коллективное письмо руководству страны, в котором они жалуются на крупные потери из-за того, что власти временно разрешили покупать ОСАГО без диагностической карты (решение связано с коронавирусом). Письмо одновременно направили президенту Путину, премьер-министру Мишустину, спикеру Госдумы Володину, пишет «Коммерсантъ».

Напомним, в 2019 году Госдума приняла законопроект о реформе ТО: диагностические карты переводят в электронный вид; вводится фотосъемка процесса ТО; растут штрафы для операторов, торгующих картами; вводится штраф 2 тыс. руб. за езду без ТО для водителей. Нововведения должны были заработать в июне 2020-го, но из-за пандемии срок передвинули на 2021–2022 годы. При этом Госдума с подачи Минэкономики и ЦБ с апреля 2020-го установила иную периодичность ТО (новые легковые машины до четырех лет проверку теперь могут не проходить, от четырех до десяти лет — каждые два года, старше десяти лет — каждый год). До 30 сентября ОСАГО вообще можно оформить без диагностической карты.

В письме операторы техосмотра критикуют решение временно отменить ТО. По их мнению, из-за него страховые компании допускают к участию в движении машины, которые могут быть неисправными. Не нравится операторам и решение по увеличению периодичности осмотра: за четыре-пять лет эксплуатации у автомобиля может быть «достаточно большой» пробег и «серьезные неисправности, которые также могут привести к смертельным ДТП». Однако основная проблема, на которую они жалуются, — тяжелое финансовое положение всей отрасли. Из-за «необязательного» ТО при оформлении полисов уменьшился поток машин, приезжающих на диагностику. В сфере ТО занято около 30 тыс. техэкспертов и 10–13 тыс. человек обслуживающего персонала, для выплаты им зарплаты нет средств. В перечень пострадавших от коронавируса отраслей техосмотр власти не включили, получить кредит по 0% для выплат зарплаты невозможно. «Операторам приходится работать себе в убыток, обрекая свой бизнес на банкротство. До 30 сентября на пунктах техосмотров посетителей не будет, и как нам выживать в данной ситуации, неизвестно», — приводит выдержку из письма «Коммерсантъ».

Компании просят отменить закон, позволяющий получать полис ОСАГО без подтверждения техосмотра, а ранее запланированную реформу запустить уже с 1 января 2021 года, а не поэтапно к 1 марта. Отрасль ТО нужно включить в перечень пострадавших от пандемии, установив «налоговые каникулы» для компаний. Авторы письма также просят разработать новую методику расчета стоимости прохождения ТО (сейчас тарифы устанавливают регионы по методике 2012 года, в ряде субъектов они не превышают 200–300 руб.), а также сделать куратором отрасли ГИБДД.

Российский союз автостраховщиков (РСА), который уполномочен контролировать систему ТО, не поддержал операторов. Исполнительный директор организации Сергей Ефремов, говорит, что сокращать интервалы для осмотра не нужно: «Корейские, японские автопроизводители давно перешли на пятилетнюю гарантию — зачем лишний раз гонять автовладельца на проверку? Понятно, что операторы переживают за свой бизнес, но лучше все-таки подумать о водителях». Временная отвязка полисов от диагностических карт — неизбежная мера, поясняет господин Ефремов. В Москве и области в первую очередь (на них приходится 30% всего автопарка России) пункты ТО закрыли из-за пандемии, а транспорт должен был ездить, доставка продуктов, лекарств не останавливалась. «Поскольку без полиса выезжать нельзя, было решено ввести временное правило — оформлять страховку без карты. В противном случае транспортное сообщение остановилось бы. Такси и автобусы, к примеру, обязаны проходить ТО дважды в год», — пояснил директор РСА. При этом Ефремов согласился, что правительство должно поддержать операторов техосмотра.

Ранее Минэкономики заявило, что изменение периодичности проверок позволит сэкономить автовладельцам до 20 млрд руб. за три года.