Спорт. #оставьтеквята: ждем третьего пришествия Даниила Квята в Формулу 1?

Alpha Tauri объявили, что Юки Цунода заменит Даниила Квята в сезоне следующего года. Болельщики Даниила ответили на это флешмобом #keepkvyat, а эксперты Формулы 1 считают россиянина талантливым пилотом и полагают, что он был бы полезен главному кольцевому чемпионату и в будущем. Тем временем команда даже не попрощалась с Даниилом по-человечески.

В командном Инстаграме и твиттере Alpha Tauri после Гран-при Абу-Даби 382 комментария, и почти все они — с хештегом #keepkvyat (оставьте Квята). Надо сказать, что в Инстаграме Alpha Tauri люди вообще не слишком много общаются. Если пролистать ленту, то обычное число комментариев к постам — около сотни. Здесь же в четыре раза больше.

К другой фотографии с Даниилом — 377 комментариев с тем же хештегом. В целом это, конечно, не сотни тысяч сообщений, но и они радуют. Среди пишущих — много российских болельщиков, которые редко участвуют в подобных флешмобах, но есть и достаточно иностранных имен.

По сути, Даниила уже дважды выкидывали из команды, как только на горизонте появлялся кто-то более перспективный. Первый раз это произошло сразу после Гран-при России в 2016 году, когда произошел знаменитый таран Феттеля. Интересно, что именно место Феттеля Даниил занял в Red Bull, куда его очень быстро перевели после яркого старта в Toro Rosso в 2014 году. Свой первый сезон в Red Bull Квят провел на отлично, финишировав в очках в 14 из 19 гонок и обыграв Даниэля Риккардо. Но сезон-2016 начался для российского пилота непросто. Сначала столкновение с Феттелем на Гран-при Китая, затем и вовсе катастрофа в Сочи. Тем временем «снизу стучался» Макс Ферстаппен, которому было тесно в Toro Rosso. Несмотря на то, что в Китае Квят поднялся на подиум, уже в Испании он сменил команду и ушел на понижение. В Toro Rosso он закончил сезон-2016 и начал следующий, но уже в сентябре 2017 Хельмут Марко окончательно завершил с ним отношения и вычеркнул из программы Red Bull.

Вы скажете, Квят виноват сам? Возможно. Поговорим об этом чуть позже. Но я до сих пор помню общее разочарование и обиду, когда Хельмут Марко безжалостно и даже с каким-то удовольствием объявил о том, что уже в Испании Ферстаппен заменит Квята. Было понятно, что эта замена готовилась заранее и нужен лишь повод: уж слишком активен был в паддоке Йос Ферстаппен. Интересно, что за этап до Сочи Кристиан Хорнер в одном из своих интервью рассказывал, что команды Red Bull и Toro Rosso устроены так, что возможно в любой момент поменять пилотов местами…

Я не осуждаю сам факт замены: он был логичен и в целом оправдан, но то, как это было сделано… Нарочито жестко, и, честно говоря, отвратительно.

Казалось, сказка российского вундеркинда из Формулы 1 закончилась, но… нет.

2018 год Даниил смог продолжить в качестве пилота по развитию Ferrari, работал на симуляторах команды и, по отзывам Скудерии, принес большую пользу при подготовке и настройке машин. В это время его менеджером стал Николя Тодт, сын Жана Тодта, ныне президента Международной автомобильной федерации, а ранее — руководителя команды Ferrari.

А в 2019 году Квят вернулся в Toro Rosso.

2019 год Даниил начинал вместе с Алексом Элбоном, но затем Red Bull поступил с Пьером Гасли, точно так же, как и два года назад с Даниилом. После летней паузы Гасли отправили обратно в Toro Rosso, а Элбона сделали напарником Ферстаппена. Но Гасли оказался сделан из крепкого теста и сумел вернуться в форму довольно быстро.

Казалось, что Франц Тост иначе относится к людям и особенно к своим пилотам. Но удивительно, как состоялось прощание команды с Квятом. Фотография в соцсетях и короткая приписка:

«Поскольку Юки Цунода будет выступать за нас в следующем году и мы прощаемся с Даниилом Квятом, я хочу сказать ему огромное спасибо за его вклад в команду, особенно в этом году. Благодаря своему опыту он нам очень помог повысить эффективность автомобиля».

Да-да. И это всё.

Интересно читать комментарии болельщиков, которые просто негодуют от такого прощания.

«Вы могли бы отблагодарить его и по-другому!».

«Именно! Им нужно было это сделать в последней гонке, как это обычно делают другие команды. Нельзя так прощаться со своим пилотом!».

«Ты прав насчет этого! Они становятся самой токсичной командой в паддоке!».

«Становятся? Да они всегда были! Даже Хаас по-человечески попрощались с Грожаном и Магнуссеном, несмотря на все их косяки!».

В сезоне-2019 года Квят стал пилотом, совершившим максимальное количество обгонов: 69 за 21 гонку. И неоднократно поднимался в топ пилотов Формулы 1 по данным телеметрии после Гран-при. Подобный рейтинг составляет сама Формула 1 после того, как получает доступ к данным с машин пилотов. При составлении рейтинга учитывается пять факторов: работа с газом (берутся данные по нажатию педали и открытию топливной заслонки), работа с рулем (чем меньше пилот работает рулем, тем выше оценка), эффективность торможения (как быстро снижается скорость), прохождение поворотов (чем выше боковые перегрузки, тем больше скорость их прохождения) и агрессивности (перегрузки на разгонах и торможениях). Например, на финальном этапе в Абу-Даби-2020 Квят стал лучшим пилотом в этом рейтинге, даже несмотря на то, что занял лишь 11-е место на финише. Его оценка составила 6,9 из возможных десяти баллов.

Почему же несмотря на это Red Bull решил вновь порвать с ним отношения?

Арифметика Red Bull

Ответ довольно прост и построен на обычной арифметике. У Red Bull есть четыре места. И сколько бы они ни называли в этом сезоне Alpha Tauri уже не дочерней, а сестринской командой, суть не меняется: обе команды зарегистрированы на Red Bull, и всем происходящим распоряжается Хельмут Марко, правая и левая рука Дитриха Матешица.

На четыре места в данной реальности есть пять пилотов, и одного из них нужно убрать. Макс Ферстаппен — звезда команды и неприкосновенная персона. Понятно, что он остается.

Алекс Элбон — счастливый обладатель тайского паспорта, и не будем забывать, что почти половина акций компании, производящей энергетик, принадлежит тайским акционерам. Им приятно видеть своего пилота. Однако ему надо помнить, что счастье не вечно и, возможно, через день или неделю мы узнаем, что и он покидает команду.

Теперь что касается Юки Цуноды. Во-первых, он очень яркий новичок — пожалуй, не менее яркий, чем в свое время был Даниил Квят. Цунода сумел выиграть свой дебютный сезон в Формуле 3 и сразу отправился в Формулу 2, где в этом году закончил сезон на третьем месте, всего в одном очке от вице-чемпиона Каллума Айлотта. У Даниила серии GP2 (нынешняя Формула 2) в карьере вообще не было. Он оказался в Toro Rosso сразу после GP3.

Но, конечно, главное, что есть у Юки Цуноды, это его национальность. Honda поддерживала Цуноду с 2016 года, когда он стал участником проекта Honda Formula Dream, после чего дебютировал в японской Formula 4. Он выиграл этот чемпионат в 2018 году, после чего переехал в Европу, присоединившись к программе Red Bull Junior. В том же 2018 году было объявлено, что Red Bull переходит на моторы Honda, а это также означало финансовую поддержку японского концерна, и сумма называлась в 50 млн долларов. Цунода был одним из пунктов этого соглашения. Honda все еще в деле — в деле и Цунода.

Если перейти к Alpha Tauri, то здесь тоже все довольно прозрачно. Пьер Гасли отлично показал себя в сезоне-2020. Из 17 Гран-при у него было три схода и десять финишей в очках, причем из них одна долгожданная победа. И главное, что он набрал 75 очков, которые позволили ему попасть в Топ-10 пилотов по итогам сезона.

У Даниила Квята был один сход, семь финишей в очковой зоне и ни одного подиума, а лучшим результатом стало четвертое место на Гран-при Эмилии Романьи. При этом он набрал лишь 32 очка, т. е. в два раза меньше. Даже несмотря на рейтинги на основе телеметрии, которые могут потешить самолюбие пилота, политика команды строится совсем на других показателях. Их интересует результативность пилота и количество заработанных им очков. Здесь ситуация явно не в пользу Даниила.

Перед финишем сезона Формулы 2 Хельмут Марко поставил Цуноде условие: заработаешь суперлицензию — попадешь в Формулу 1. Молодому японцу этого было достаточно: он как сумасшедший ринулся в бой, и вторая половина сезона в его исполнении была просто фееричной. Второе место в Сочи и победа и серебро на этапе в Сахире продемонстрировали его неудержимость и жажду попасть в Формулу 1. Именно то, что нужно Хельмуту Марко. Всего же за прошедший год у Цуноды было три победы и еще четыре подиума, так что суперлицензию он заработал — а вместе с ней и место Квята.

Что же дальше у Квята?

Никаких предложений на 2021 год у него, конечно, пока нет. И как они могли бы появиться, если Alpha Tauri до последнего держала его в подвешенном состоянии? Такое впечатление, что это вновь было сделано специально — так же, как они сейчас проделывают это и с Серхио Пересом и Алексом Элбоном. Просто чтобы доказать, что Формула 1 и Red Bull это самое важное, что имеется в мире, и на судьбу пилотов и их карьеру просто наплевать.

В одном из своих интервью Даниил рассказал, что рассматривает для себя возможность работы с командами Формулы 1 в качестве резервного пилота и пилота по развитию, в том числе и с Alpha Tauri. Для Alpha Tauri это было бы логично — иметь в запасе пилота, хорошо знакомого с машиной и всей командой, но предложения пока не поступило.

Известно также, что Даниил поручил Николя Тодту найти ему место пилота Формулы 1 в 2022 году. Другие варианты продолжения карьеры — место в другой серии. Ряд экспертов Формулы 1 уверены, что Квят вполне может найти себя и в Indycar, тем более что россиянин уже говорил о своих симпатиях к этой серии.

Предлагаем вам выдержки из нескольких интервью Даниила Квята порталу Formula1.com

«Я не знаю, почему так долго появляются какие-то новости», — сказал Квят перед Гран-при Абу-Даби. «У нас был предварительный разговор, я бы сказал, но я думаю … скоро вы все равно узнаете, и лучше этот вопрос адресовать Хельмуту Марко».

«Я хочу вернуться в Формулу 1 в 2022 году, но сейчас я рассматриваю разные варианты, в том числе и возможность стать пилотом по развитию в какой-то из команд. Я открыт для многих вещей, но сначала я хочу закончить сезон, а потом начну принимать решения. Если у меня не будет места на 2021 год, я хочу сделать все возможное, чтобы вернуться в Формулу 1 в 2022 году.

Квят добавил, что его опыт может стать «важным» дополнением для любой команды в 2022 году, когда начнется новая эра Формулы 1 и вступят в действие совершенно новый технический и спортивный регламенты.

«Я думаю, что в идеале, если я не буду задействован в следующем году в Формуле 1, то 2022 год мог бы стать логичным для возвращения», — сказал он.

«Поскольку будут новые правила, то любой команде будет нужен опыт, и я могу заверить вас, что на самом деле опыт очень важен, особенно когда вступает в силу новый регламент, и, конечно же, я бы хотел вернуться, потому что мне еще есть что дать Формуле 1».

«Честно говоря, это был хороший год», — говорит Квят, вспоминая про 2018 год, проведенный с Ferrari в качестве пилота по развитию. — «Они очень хорошо со мной обращались. Вы помогаете команде и узнаете что-то еще за пределами мира Red Bull. Приятно было видеть, как работает другая команда. Мне хотелось вернуться на трассу, но такой возможности не было, и это помогло мне почувствовать настоящий голод до гонок, когда на следующий год я вернулся за руль машины».

«Моя карьера развивалась быстро, и у меня совсем не было времени. Мне пришлось даже несколько раз перескакивать через ступеньку. Это было неплохо. Даже когда я не участвовал в гонках, мне хотелось туда вернуться. Но иногда нужно сделать небольшой шаг назад, чтобы двигаться вперед».

Летом 2018 года ему поступил звонок.

«Сначала мы с Red Bull практически не поддерживали никаких контактов, но понемногу начали общаться. Уже в Канаде мы смогли нормально поговорить с Хорнером и Марко. Я бы сказал, что это было просто прощупывание почвы. Потом я им позвонил, а потом и они мне позвонили. А затем был еще один звонок со стороны доктора Марко. Я очень хотел вернуться в Ф1. И когда представилась такая возможность, я не стал думать дважды. У нас была встреча, и мы практически все решили на месте».

Квят признается, что «слегка волновался» по поводу возвращения в Toro Rosso, но потом понял, что волноваться не о чем.

«Все было так гладко, что казалось, что у меня никогда не было перерыва. С пятого или шестого круга я вновь оказался полностью вовлечен в процесс».

«В том году я почти весь сезон провел на максимуме, использовал весь свой потенциал», — говорит он. «Это то, что заставляет меня получать такое удовольствие от спорта, и, конечно же, когда вместе с этим приходят и результаты, то удовольствие только пропорционально растет. Это был хороший сезон, много очков и подиум для команды, первый за 11 лет».

«Честно говоря, у меня не было никаких ожиданий в этом году. Я просто сказал себе, что у меня есть прекрасная возможность, и какой бы уровень ни был у машины, я постараюсь сделать все возможное. Уровень машины был очень конкурентоспособным, и в этом году команда также была очень конкурентоспособной. Так что я мог извлечь максимум из себя и из машины каждые выходные».

«Помогла ли та пауза мне профессионально вырасти? Не знаю. Не думаю, что можно изменить себя, но можно изменить вещи вокруг себя. Маленькие вещи, которые в конце концов могут иметь большое значение. Я и еще кое-что понял. Но ведь у каждого спортсмена есть свои профессиональные тайны. Они есть и у меня, но, возможно, когда-нибудь я о них расскажу».

«У меня нет конкретного плана, все достаточно открыто. Мне нужно набраться терпения. Мне нужно признать, что иногда может потребоваться время, чтобы получить шанс на высшем уровне. Но теперь я знаю, что всякий раз, когда появляется такая возможность, я готов. Я готов как никогда».

Текст: Мария Мельникова

Фото из открытых источников