Производство Lada Largus и XRAY, возможно, возобновят

Вчера стало известно, что Renault продает принадлежащий ему пакет акций АвтоВАЗа «за условный один рубль». По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова совладельцем АвтоВАЗа станет ФГУП НАМИ. А московский завод Renault Россия перейдет во владение Правительству Москвы.

Мы можем добавить к этому некоторое количество подробностей и уточнений.

По нашим сведениям, 67,6% акций АвтоВАЗа (точнее, СП «Лада Авто Холдинг») передадут НАМИ не в собственность, а в управление. Как это будет оформлено юридически — пока неизвестно, но, по логике, должна быть создана отдельная управляющая компания, а руководство АвтоВАЗом передано от коллегиального органа управления (совета директоров) к единоличному исполнительному (гендиректору). Акции же могут быть переданы в траст еще одному новому юрлицу.

Как нам сообщили источники на ВАЗе, переговоры пока не завершены и Денис Мантуров слегка опередил события, озвучив их результат. Главная незакрытая тема соглашения с французскими акционерами АвтоВАЗа — возможность поставки компонентов с зарубежных заводов Renault, прежде всего, из Румынии и Франции. Это необходимо для возобновления производства моделей Largus и XRAY. На сегодняшний день принципиальная договоренность существует, но вот закреплена ли она в письменной форме — нам неизвестно. Наши собеседники опасаются, что преждевременное оглашение результатов (даже такое поверхностное, как вчера) может повлиять на дальнейший ход переговоров.

Как мы писали, у ВАЗа существует «План Б», который частично уже реализуется и который подразумевает полную автономию от поставок европейских компонентов. В общих чертах он выглядит так: выпустить сильно упрощенные (и максимально локализованные) версии Granta, Niva Travel/Legend и Vesta (июнь, июль и сентябрь соответственно), которые будут соответствовать «спецрегламенту особого периода» (этот документ еще не обнародован). Но проблема в том, что «спецрегламент» априори документ ограниченного срока, он будет действовать до 1 февраля 2023 года. Даже если подразумевать продление по необходимости, срок действия все равно не будет бесконечным и рано или поздно придется возвращаться к нынешним экологическим нормам и требованиям по безопасности. Как минимум, для моделей Largus и XRAY выгоднее получается все-таки договориться с французами на поставку определенных компонентов или на лицензии для их производства на других заводах, нежели пытаться делать все своими силами.

А вот с перспективными моделями на платформе нового Логана (она называется C-MF B-LS) — Грантой и Нивой-3, видимо, придется попрощаться. В них получается слишком много французского, что практически невозможно заместить российским или китайским. Но, как ни странно, официально эти проекты на ВАЗе не закрыты, подготовка производства продолжается. По новым Логану и Гранте все находится в финальной стадии, фактически, эти модели готовы к выпуску. Почему руководство ВАЗа не дает отмашку на прекращение работ по перспективным проектам — для наших собеседников на заводе является загадкой.

Вчера появилась информация, что завод Лада Ижевск уходит в простой до сентября и что его вообще хотят закрыть, перенеся производство Весты в Тольятти. В Тольятти этого не подтверждают, но называют «вариантом логичным и почти неизбежным». Так что есть вероятность, что упрощенная Веста с восьмиклапанным мотором в 90 л.с. встанет на конвейер уже в Тольятти.

На тему судьбы завода Renault Россия в Москве, на котором выпускались Дастеры, Каптюры и Арканы (и который Мантуров назвал неактуальным словом «Автофрамос») точной информации нет. Но слова министра о том, что «там будут собираться другие автомобили, возможно, Лады» говорят только о том, что окончательного решения не выработано. По мнению наших источников, у московского завода нет производственных перспектив, затевать там выпуск других автомобилей экономически бессмысленно, в стране достаточно незагруженных автомощностей с более дешевой рабочей силой. Увы, бывшему «Автофрамосу», вероятнее всего, грозит ликвидация.

Lada Largus

Lada XRAY