Мёртвому автопрому припарка: Мишустин облегчил выплату утильсбора для всех

В пятницу премьер-министр России Михаил Мишустин подписал Постановление № 871, которое расширяет ранее анонсированную льготу по отложенной выплате утилизационного сбора для автомобильных предприятий РФ. Напомним, что после начала событий на Украине в попытке сохранить производство, правительство сформировало ряд антикризисных мер и среди прочего разрешило отложить выплату утильсбора за первые три квартала 2022 года до 20 декабря 2022 года.

Однако тогда эту меру распространили только на предприятия, где работало более пяти тысяч человек, и ей не смогли воспользоваться некоторые ещё не закрывшиеся на тот момент заводы. К примеру, на заводе ПСМА Рус в Калуге где до недавнего времени выпускали Mitsubishi Outlander и Pajero Sport, а также автомобили под брендами Peugeot, Citroen, Opel, трудилось всего около 2,5 тысяч человек. Ещё меньше людей были заняты на совместном предприятии Мазда-Соллерс во Владивостоке.

С 13 мая 2022 года отложить вылпату утильсбора могут все автомобильные заводы в России в независимости от количества сотрудников, при этом необходимое условие остаётся прежним — наличие действующего Специального инвестиционного контракта. Среди производителей легковых автомобилей СПИК есть у всех, даже у «Моторинвеста», где должны до конца года наладить выпуск нескольких китайских электромобилей.

Поскольку основная цель СПИКа — компенсация утильсбора автомобильным предприятиям, в Постановлении № 871 фигурируют и изменения в Правилах предоставлении субсидий, через которые правительство возвращало (полностью или частично) выплаченный утиль. Правда, правка здесь чисто стилистическая, отражающая изменение одного из источников финансирования, который используют для «компенсации части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, соответствующих нормам Евро-4, Евро-5 и выше». Если раньше часть средств выделялась в рамках подпрограммы «Развитие транспортного и специального машиностроения» программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», то теперь для этого задействуют федеральный проект «Развитие автомобилестроения и транспортного машиностроения».

Вкупе со снятием ограничений на количество работающих, эта правка, вероятно, показывает, что инициатива в первую очередь направлена не на производителей легковушек, а на небольшие предприятия, выпускающие коммерческую технику, вплоть до «передельщиков» — был бы СПИК.

Между тем, если брать нужды «легковых» заводов, то эта льгота, по совокупности двух причин, не имеет для них сейчас практически никакой ценности. Во-первых, резко упал объём выпуска продукции на заводах, продолжающих работу, во-вторых, в связи с резким ростом цен, доля утиля в цене машины сократилась в несколько раз. Не говоря уже о том, что у всех автопроизводители утильсбор и без того был включен в структуру себестоимости продукции. Что касается тех заводов, которые сейчас не работают, им эта льгота и подавно без надобности: на выплату утиля они не тратятся, а восстановить производство она уж точно не поможет. Остаётся надеяться, что эта инициатива правительства действительно пригодится небольшим производителям специальной коммерческой техники, которые не могли воспользоваться ею прежде.