Оборудование для сборки Lada Duster начали завозить на АВТОВАЗ: «Москвича» не будет?

Два дня назад директор департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Денис Климентьевич Пак сообщил, что сборку Duster в ближайшее время перенесут на АВТОВАЗ. По видимому к тому времени часть оборудования бывшего московского завода Renault была не просто демонтирована, а уже находилась по пути в Тольятти. Дело в том, что сегодня наши собеседники на основной производственной площадке АВТОВАЗа сообщили нам, что первая партия оборудования из Москвы уже пришла. Вместе со станками и роботами начинается отгрузка в Тольятти и комплектующих. Между тем, быстро наладить выпуск кроссовера в Тольятти вряд ли удастся, хотя бы потому что простой завода продлили до конца мая.

Напомним, что Группа Renault заключила два соглашения по передачи своих активов. Одно касается доли в АВТОВАЗе, второе – по передаче ЗАО «Рено Россия» Правительству Москвы. Пока остаётся не ясным, была ли предусмотрена этими соглашениями перевозка оборудования из Москвы в Тольятти или это уже новые договорённости между АВТОВАЗом и Правительством Москвы. Мы постараемся прояснить этот вопрос, равно как и вопрос стоимости сделки по продаже ЗАО «Рено Россия».

Ситуация с заводом в Москве – лишнее подтверждение того, что его остановка – это не результат событий на Украине. Они стали лишь катализатором ранее намеченных процессов, о чём мы, собственно, много раз писали. К слову говоря, один из наших собеседников на заводе в Москве сообщил нам, что по состоянию на сегодняшний день демонтирована практически вся сварочная линия. Вероятно, это говорит о том, что Arkana и Kaptur в отличие от Duster из России всё-таки уходят.

Напомним, что до начала украинских событий самыми локализованными Duster были версии с шифрами HSRE13, HSRGA5; HSRGAN, HSREE4. По ним было начислено 2439 локализационных баллов, притом, что 594 из них были начислены за НИОКР, то есть, могли не иметь отношение к опытно-конструкторским работам по этой модели. На все указанные модификации устанавливался французский двигатель H4M, который был локализован на АВТОВАЗе по сборке, а с недавнего времени – и по технологическим операциям. За него на устанавливаемые модели начисляли 240 локализационных баллов: за «сборку, включая установку коленчатого вала и шатунно-поршневой группы и проведение контрольных испытаний» — 25 баллов, за «обработку блоков цилиндров и использование заготовок блоков цилиндров российского производства» — 95 баллов, за «обработку головки блока цилиндров и использование заготовок головки блока цилиндров российского производства» — 95 баллов и за «использование заготовок поршней российского производства» — ещё 25 баллов.

До украинских событий двигатель H4M устанавливали на вариаторные модификации Lada Xray и Vesta, однако сейчас, когда Jatco прекратил поставки, этот мотор мощностью в 113 л.с. остался не у дел, хотя на сайте Lada эти модификации ещё присутствуют. Собственно, именно этот мотор скорее всего на Lada Duster ставить не планируют, потому что полностью локализовать его вряд ли возможно. Зато на первый план выходит оригинальная тольяттинская разработка – двигатель ВАЗ-21179 объёмом в 1,8 литра. По крайней мере, одно время российский инжиниринг Renault рассматривал его (после определённых доработок) для моделей московского завода.

Отметим, что в случае запуска сборки Duster в Тольятти АВТОВАЗу не нужно будет ни получать новый ОТТС, не обновлять имеющийся, поскольку производственная площадка в Тольятти уже на протяжении нескольких лет наряду с московским заводом Renault числилась в действующих ОТТС в графе «Сборочные заводы и их адреса».

Ситуация с вывозом оборудования в Тольятти, в том числе и демонтажем сварочных линий, ставит под сомнение существование Московского завода «Москвич», как уже успел его окрестить столичный градоначальник Собянин. Дело в том, что в начале 2010-х годов Сергей Семёнович клятвенно обещался сохранить и работавший тогда ЗИЛ, но, почему-то, не смог – наверное не хватило «автомобильных компетенций». Решение взять французский завод «на баланс города» может быть продиктовано исключительно политическими мотивами и не иметь долгосрочных обоснованных перспектив. По крайней мере, об этом говорит и назначение КАМАЗа производственным партнёром. Итак, резюмируем ситуацию по московскому заводу: оборудования нет, объекта производства – нет. С учётом грядущих в 2023 году выборов мэра Москвы ситуация и вовсе выглядит призрачной: сборку к тому времени вряд ли наладят, да Собянина, вероятно, в кресле мэра Москвы уже не будет…

Renault Duster российского производства