Стоит ли доверять «инсайдам» с АВТОВАЗа? О «разнице» в локализации у Duster, Arkana и Kaptur

На днях в интернете распространилась информация, а точнее, объяснение того, почему на АВТОВАЗе, вернее, на его тольяттинской площадке будут собирать кроссовер Duster, но не будут собирать Arkana и Kaptur. По словам некоего источника на заводе, уровень локализации у Arkana и Kaptur «гораздо ниже», чем у Дастера.

Аргумент вроде бы железный, логика безупречная. Обратимся к документам, но для начала напомним, что с переходом от соглашений по промышленной сборке (они заключались для предоставления автопроизводителям льгот со стороны правительства РФ) к специальным инвестиционным контрактам (заключаются для компенсации автопроизводителям утильсбора) локализацию перестали считать в процентах и начали — в баллах. То есть, если вы где-то услышите, что «локализация модели Lada Granta составляет 80%», знайте, что это неправда или человек просто не знает, о чем говорит.

Еще одна «напоминалка»: локализацию считают не для модели в целом, а для каждой конкретной модификации. И в рамках одной модели, в частности, той же Granta, локализация от одной модификации к другой может сильно плавать. Поэтому, если вы где-то услышите, что «локализация Lada Granta составляет 4621 балл», не доверяйте этому источнику, потому что у модели Granta модификации 219079 локализация составляет 3385 баллов, а у модели Granta модификации 219040 — да, 4621 балл. Где можно посмотреть точные названия модификаций для каждой из моделей, представленных на российском рынке? Ответ прост — в Одобрениях типа транспортного средства, размещенных Росстандартом на их сайте.

А теперь к теме нашего разговора. Откроем «Заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», которые выдает автомобильным заводам Минпромторг на основании полученных актов экспертизы от местного отделения Торгово-промышленной палаты. 15 марта 2022 года по заявке ЗАО «Рено Россия» от декабря 2021-го Минпромторг выдал такое заключение на все модели Renault, выпускавшиеся в России до начала событий на Украине.

Все модификации моделей Logan, Sandero, Arkana, Kaptur и Duster разбиты здесь на две группы. В первой собраны, в частности, модификации Arkana RJCLE2M3X5ES0M0B00 и RJCLE4M3X5ES0M0B00, Kaptur ASRA39, ASRBA5, ASRBA6, ASRA3C и Duster HSRP34, HSRP39, HSRES4, HSRHGD, HSRHGN, HSRDB4, HSRDDG. Все перечисленные модификации имеют одинаковую локализацию — 2199 баллов (до 24 августа 2022 года) и 1605 баллов (после 24 августа). Во вторую группу собраны, например, модификации Arkana RJCLE2M155ES0M0B00, JCLE2M1X5ES0M0B00, RJCLE4M165ES0M0B00, Kaptur ASRA18, ASRA19, ASREA1, ASREA7 и Duster HSRE13, HSRGA5, HSRGAN, HSREE4. Эти модификации имеют до 24 августа 2022 года локализацию 2439 баллов, а после 24 августа — 1845 баллов.

Проще говоря, тезис о том, что в Тольятти взялись собирать Duster и не планируют собирать Arkana и Kaptur потому, что Duster локализован глубже, чем Arkana и Kaptur, не выдерживает критики, хотя, вне всякого сомнения, есть мелочовка, которая не покрывается системой балльного расчета, внедренной Минпромторгом.

Теперь объясним некоторые детали. Почему до 24 августа 2022 года локализация выше? Дело в том, что до этого срока у ЗАО «Рено Россия» действовали баллы локализации, начисленные ему за проведение НИОКР — научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эти баллы распространяются на все модификации заявителя. Если бы вдруг предприятие работало, то оно смогло бы до 24 августа 2022 года предоставить сведения о новом объеме НИОКР и получить за него дополнительные баллы.

Однако чем же различаются две указанные группы модификаций, почему у одной локализация выше? Дело в том, что второй группе начислены очки за локализацию французского двигателя H4M, которые составляют искомую разницу в 240 баллов. Подробнее о том, из чего они складываются, мы уже писали.

И еще один интересный момент. Совершенно очевидно, что Duster в Тольятти будут собирать на ветке конвейера B0, где до недавнего времени выпускали Largus, Logan, Sandero, Xray. Эта ветка была недозагружена, и «воткнуть» туда соплатформенную машину не составляет труда. Так почему же с бывшего московского завода Renault вывезли оборудование? Зачем, если можно наладить сборку и без него? Дело в том, что доля АВТОВАЗа вошла в опцион, по которому Renault может вернуть активы, а московская площадка Renault — нет, и перевозка оборудования из Москвы в Тольятти — лишь способ сохранить его, а не наладить сборку. Впрочем, АВТОВАЗ пока вообще ничего не собирает, находясь в спасительном простое…

Главный конвейер АВТОВАЗа в Тольятти, линия B0