Что ждёт завод Hyundai-Kia (ХММР) в Петербурге?

Петербургский завод Hyundai-Kia, официально именуемый «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР) не работает с марта. Ну, как не работает… Люди получают 2/3 заработной платы, производство охраняется, поддерживается в работоспособном состоянии и иногда даже запускают сборочный конвейер. Но в торговую сеть автомобили не отгружаются.

Почему?

Мы получили доступ к небольшой части внутренней документации ХММР и поговорили с некоторыми сотрудниками завода. И вот какая картина у нас сложилась.

В конце каждого месяца руководство ХММР объявляет (продлевает) режим простоя. Произошло это и 26 сентября. Однако, как сообщает нам источник, «контейнеры с компонентами начали разворачивать, чего не было весной и в июне-июле». Точно мы не можем сказать, на каком этапе затормозили поставку комплектующих, до границы с РФ или уже после. Это почти невозможно отследить, так как поставки в адрес завода в Сестрорецке идут из разных стран. Ранее это были (среди прочего) Румыния и Словакия, после 24 февраля логистику переориентировали, в основном, на Китай и Южную Корею. Но и азиатских каналов поставок сильно больше одного и в каждом своя ситуация по «точке разворота».

Ранее ХММР основные проблемы испытывал с поставками электронных блоков – малтимедиа, контроллеры управления двигателем и т.п. Сказался мировой «чиповый кризис». Теперь речь уже идёт о всей номенклатуре, которая не производится в РФ. В том числе двигателей и коробок передач.

Наши собеседники предполагают, что корейцы «тянули» завод в надежде дождаться нормализации ситуации и быстро занять долю рынка ушедших, тех, кому не хватило ресурсов переждать СВО и санкции. Однако объявление частичной мобилизации, кажется, эти планы скорректировало: последний заказ на запчасти для производственного оборудования датируется 22 сентября.

Интересно, что завод время от времени запускают, чтобы поддерживать оборудование в исправном состоянии и чтобы работники не теряли навыки.

Откуда комплектующие? Работает логистическая инерция. Компоненты заказывают за несколько месяцев и к концу августа приплыли заказы марта-апреля. Европейские поставки прекратились ещё в марте, но закупщики сумели большую часть компенсировать азиатскими поставками. Кроме вышеупомянутых электронных блоков, которых не совсем хватает до сих пор.

Последним месяцем активной работы стал февраль (выпущено чуть менее 20 000 машин), но потом каждый месяц конвейер запускали на 1-3 дня, чтобы собрать 100 – 170 Крет и Соларисов. Например, в июле сделали около 300 машин, а в сентябре – почти 700 (мы намеренно округляем, простите, так нужно). Но они не получили статуса товарных, то есть не прошли финальную точку готовности. Это может быть при недостатке каких-то компонентов либо просто не успели провести все необходимые технологические процедуры. Но, по сути, это готовые автомобили.

Так вот, после 21 сентября, по словам наших собеседников, «начальники смены не могут обзвонить и насобирать людей на одну полноценную дневную смену, так как люди боятся приходить на завод, опасаясь получить в руки повестку».

Последние стопроцентно товарные автомобили, вывезены с завода в Сестрорецке в июле. С тех пор предприятие существует «в режиме ожидания».

Напомним: ранее в месяц ХММР выдавал по 16 000 – 20 000 машин. Сейчас на площадке готовой продукции скопилось чуть больше тысячи Hyundai и Kia, судьба которых не определена. Во всяком случае, на наш запрос пресс-служба завода ответила традиционным «без комментариев». И высока вероятность, что машины просто разберут на запчасти, как это произошло с готовыми, но «нелегализованными» автомобилями Toyota питерской сборки.

Сейчас в простое находятся все российские поставщики комплектующих для ХММР, в том числе крупный завод Питерформ, принадлежащий канадской Magna International. Отделение Питерформа в Каменке выпускало компоненты для ХММР и Nissan, которые в настоящее время не работают. Более чем 500 сотрудникам Питерформа уже предложили уволиться по соглашению сторон.

Остановка и возможное последующее закрытие локальных «компонентщиков» (в их число входит и бывший автозавод Ford во Всеволожске, купленный фирмой Sungwoo Hitech) бьёт рикошетом и по казахстанскому заводу Hyundai Trans Kazakhstan, часть комплектующих (кузовные элементы, пластик) для которого изготавливали в Санкт-Петербурге. Hyundai Trans Kazakhstan уже запускает альтернативный канал поставок деталей (судя по всему, это будет турецкий завод Hyundai), после чего необходимость в поставках из РФ отпадёт. А бизнес ХММР «сводился» в том числе и с учётом казахстанского канала сбыта. Да, вероятно, это не самая существенная часть прибыли, которой лишился завод, но в любом случае заметная.

«Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» два года назад купила бывший завод GM в Шушарах под Петербургом. Его условно называют ХММР-2 В предприятие планировалось вложить €200 млн и выпускать там более 100 000 автомобилей в год. Предполагалось, что это будут модели, до недавнего времени собираемые на калининградском «Автоторе». Но нет, наши собеседники утверждают, что ХММР-2 готовился выпускать только три модели Hyundai — Tucson, Palisade и Santa Fe. Этот проект, по их мнению, не имеет ни одного шанса на реализацию, а инвестиции придётся списать в убытки.

Всё изложенное позволяет нашим собеседникам на ХММР высказать сомнение, что в 2023 год Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус войдёт действующим предприятием. По неидеально подтверждённой информации, началась консервация части производственного оборудования. Коротких двух-трёхдневных прогонов конвейера больше не будет.

Мы намеренно не оперируем терминами «закрытие», «уход» и тому подобными алармистскими дефинициями. У нас нет точной информации о планах руководства ХММР. Но после сообщений о закрытии российских заводов фирм Isuzu, Toyota и Mazda контекст сам подталкивает к однозначности.

Завод Hyundai Motor Manufacturing Rus, фото из архива drom.ru

Завод Hyundai Motor Manufacturing Rus, фото из архива drom.ru 

Завод Hyundai Motor Manufacturing Rus, фото из архива drom.ru

Завод Hyundai Motor Manufacturing Rus, фото из архива drom.ru