Кенес Ракишев считает многообразие инвестиций залогом стабильного роста
Диверсифицированные инвестиции позволяют снижать риск развития кризисных явлений и распространение их на весь портфель. Вместе с большей безопасностью, однако, приходит и большая сложность управления. Кенес Ракишев — один из самых разнообразных инвесторов Казахстана. Было бы неправильно говорить, что все его проекты прибыльны. Но большая часть — перспективна и в конечном счете оправдывает риск. Это позволяет Ракишеву устойчиво пребывать в числе богатейших и наиболее важных предпринимателей своей страны.
Кенес Ракишев, входящий в десятку самых влиятельных бизнесменов Казахстана по версии Форбс, отличается смелым подходом к инвестициям. Он не ограничивается традиционным для Казахстана бизнесом на полезных ископаемых, а вкладывает в современные технологии, создавая цельные цепочки решений. Эта особенность позволяет ему создавать портфель, устойчивый к кризисам.
Не только ресурсы: что делает Кенес Ракишев за пределами Fincraft
Кенеса Ракишева, миллиардера, владельца холдинга Fincraft Group и члена совета директоров промышленной компании Fincraft Resources, можно назвать самым активным венчурным инвестором в Республике Казахстан. За последние 10 лет миллиардер основал несколько венчурных фондов с капиталом в миллионы долларов. Бизнесмен интересуется сферой мобильных технологий, робототехники, финансов, Интернета и инноваций в традиционной интернет-индустрии. Более того, он инвестирует не только в Казахстан, но и в американские и израильские стартапы.
На сегодняшний день фонды Ракишева инвестировали около 50 проектов в области искусственного интеллекта, робототехники, телекоммуникаций, нанотехнологий, энергетики и так далее. За последние годы Кенес Ракишев инвестировал более 90 миллионов долларов в различные высокотехнологичные проекты, сообщает «Интерфакс-Казахстан». В 2012 году Ракишев инвестировал 20 миллионов долларов в стартап Mobli, приложение, позволяющее обмениваться фото- и видеоконтентом. Позже Snap Corporation, создатель мобильного приложения Snapchat, приобрела патент на стартап Mobli geofilter за 7,7 миллиона долларов. В том же году израильско-американская Net Element официально объявила, что Ракишев вошел в совет директоров компании, в которую в начале года вложил 2 миллиона долларов, а в апреле – еще 30 миллионов. Затем предприниматель вложил 5 миллионов долларов в израильско-американский стартап Triplay.
Gett как безусловный успех Кенеса Ракишева
Самым известным выходом Ракишева стала продажа Gett за 200 миллионов долларов нью-йоркской службы такси Juno, в которую казахстанский предприниматель и его партнеры вложили 25 миллионов долларов. GeneSort, медицинский стартап из портфеля Ракишева, специализирующийся на молекулярной диагностике в области борьбы с раком, был продан гонконгскому инвестиционному фонду AID Partners за 23 миллиона долларов. Первоначальные инвестиции Кенеса Ракишева и его партнеров составили 2,2 миллиона долларов. Ракишев также был соинвестором Fastline Ventures и вложил туда 13 миллионов долларов. Fastlane был одним из первых инвесторов сервиса знакомств Mamba.
В 2018 году Ракишев инвестировал 6-8 миллионов долларов в создание беспилотного космического дрона-заправщика. Их разрабатывает израильская Effective Space, в которой фонду казахстанского бизнесмена принадлежит 30%. Еще одной яркой историей стали инвестиции израильской компании General Robotics в производство боевых роботов в размере 2 миллионов долларов.
Батарейные металлы в портфеле инвестиций Кенеса Ракишева
Еще одной важной частью инвестиционного портфеля Кенеса Ракишева является добыча никеля и кобальта. Это тесно связано с его интересом и инвестициями в StoreDot, израильский стартап по производству аккумуляторов.
Горностаевское месторождение расположено недалеко от границы с Китаем, что может упростить логистику. Кенес Ракишев будет использовать добычу без разрушения путем выщелачивания, тем самым экономя окружающую среду и рабочую силу. На земле уже построена экспериментальная установка. Первый результат и подтверждение концепции официально признаны.
Кенес Ракишев, один из самых влиятельных бизнесменов Казахстана, не новичок в горнодобывающей промышленности. Его компания Sat&Co, ныне переименованная в Fincraft Resources, занимается добычей металлов уже несколько десятилетий. Кенес Ракишев имеет опыт управления шахтами, в том числе очень проблемными. Ракишев известен как антикризисный менеджер.
На самом деле, нынешний дефицит аккумуляторных металлов был предсказан Кенесом Ракишевым несколько лет назад. В конце концов, с тех пор это была не ракета. Месторождения литиевых, никелевых и кобальтовых руд встречаются редко. Тем временем мир нуждается во все большем количестве аккумуляторов по мере перехода от нефти, угля и газа к возобновляемым источникам энергии. Это уже привело к рекордно высоким ценам на сырьевые товары. Более того, инфляция и печатный станок делают твердые ценности более привлекательными. Это провоцирует рыночные спекуляции, которые, в свою очередь, подпитывают дальнейший рост цен на металлы. Кенес Ракишев предвидел это и инвестировал как в аккумуляторы, так и в новые технологии, а также в Горностаевское месторождение.
В этом плане санкции против российской металлургии — как вишенка на торте. Это окажет еще большее давление на и без того высокий спрос.
В связи с тем, что страны G7 планируют ввести санкции в отношении некоторых российских горнодобывающих компаний, в мире может возникнуть дефицит ряда важных для отрасли металлов. Казахстанский бизнесмен Кенес Ракишев считает, что Горностаевское никель-кобальтовое месторождение, разрабатываемое его компанией Battery Metals Technologies, сможет частично компенсировать потенциальный дефицит этих металлов.
Кенес Ракишев предлагает открытые инвестиции в востребованные металлы будущего
Горностаевское месторождение содержит около 406 тыс. тонн никеля и 30 тыс. тонн кобальта.
По данным холдинга, к настоящему времени подготовительные работы по внедрению технологии кислотного выщелачивания для извлечения никеля из латеритной никелевой руды практически завершены. Благодаря использованию этой технологии удалось добиться 95% извлечения никеля при расходе 250 кг серной кислоты на тонну руды.
“Мы планируем завершить исследования и предварительное технико-экономическое обоснование в 2023 году, начать строительство и запустить производство к 2025 году”, — сказал Ракишев.
После выхода на проектную мощность предприятие будет ежегодно производить до 13,5 тыс. тонн никеля и около тонны кобальта в концентрате.
Стоимость проекта оценивается в 514 миллионов долларов. По словам Кенеса Ракишева, наиболее удобным рынком с точки зрения логистики является Китай. Однако компания готова организовать поставки сырья в Европу, особенно если ЕС сократит закупки российских кобальта и никеля.
Однако санкции не являются решающим ключом к успеху проекта. Так или иначе, мир сталкивается с рекордным спросом на металлы для аккумуляторов, и новая разработка в Казахстане станет надежным вкладом в стабилизацию рынков, улучшение перспектив роста и ускорение перехода к энергетике, предполагает Кенес Ракишев.